Всевидящие пальцы Лины По

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На фиолетовом фоне с белой горизонтальной полосой черно-белый портрет молодой женщины. Это Лина По. У нее правильные черты лица, выразительный взгляд, темные волосы убраны в низкий пучок.

Публикуем статью Юлии Пугачевой, участницы конкурса «„Особый взгляд“ ищет авторов», который состоялся летом 2021 года. Согласно условиям, участники должны были написать статью на любую тему.

Но знаю я, что втянутое туго

В перчатку грусти, сердце не смолчит.

Оно сорвет дыханием упругим

Печали жгут. Рванется, зашумит...

И парусом раздувшимся упрямо,

Помчит меня, разя мятежный вал,

Чтоб новым чувством озарить мой мрамор,

Чтоб песней новою гранит мой зазвучал.

Каждая строка стихотворения, написанного потерявшей зрение балериной и скульптором Полиной Михайловной Горенштейн, наполнена движением. Несмотря на тяжкие жизненные испытания, она превозмогла оковы недугов ради того, чтобы вдохнуть энергию жизни в свои изваяния.

Родилась одаренная девочка в 1899 году в Екатеринославе, с юности проявляла горячий интерес к искусству танца, к рисованию и скульптуре. Так, уже в 1916 году в Харькове Полина поступила в школу балерины Тальори и одновременно в студию скульптора Элеоноры Блох, хотя родители прочили ей карьеру юриста или медика. Затем она переехала жить и работать в Москву, где училась в высших хореографических мастерских и одновременно на скульптурном отделении ВХУТЕМАСа.

Полина Михайловна выступала на сценах многих московских и украинских театров, выбрав в качестве псевдонима переставленные слоги собственного имени — Лина По. Кроме сценической карьеры она искусно применяла весь свой художественный опыт в работе балетмейстера. «Я зарисовывала... движения балерин, позы... Я впитывала в себя скульптурную гармонию от движущихся полуобнаженных тел», — писала она. Делала Полина Михайловна это для того, чтобы создавать мизансцены из пластилина, театральных кукол.

Ваять в темноте

В 1934 году Лина тяжело заболела гриппом, следствием которого стал энцефалит, отнявший у женщины слух, зрение и двигательную активность конечностей. В подобных ситуациях главную роль играют неравнодушные люди. Именно таким человеком оказался ее лечащий врач — профессор Д. А. Шамбуров. Он вложил в разбитые параличом пальцы хлебный мякиш и сказал, что нельзя предавать то, что она раньше так горячо любила, а именно — скульптуру.

Благодаря активной мелкой моторике пациентка пошла на поправку, но зрение так и не восстановилось. Зато теперь у Лины появилась опора — доверие к собственным рукам, которые с поразительной точностью создавали из глины небольшие статуэтки. Ведь еще в стенах клиники появилась «Вероника» — головка девушки с чертами, удивительно похожими на ослепшую Лину.

Конечно, до болезни Лина была профессионалом своего дела и поэтому ее посещали сомнения — сможет ли она работать в визуальном искусстве или останется дилетантом? И здесь снова не обошлось без надежного плеча наставника, которым на этот раз стал знаменитый русский художник М. В. Нестеров. Он отмечал в работах Лины точность экспрессии и изящную чувствительность, хотя и указывал на то, что над техникой еще надо работать. И Лина По трудилась без устали, предпочитая ваять именно ночью, когда ничто не отвлекает.

Тифлокомментарий: черно-белая фотография на голубом фоне. Лина По в мастерской. Она сидит с закрытыми глазами, обеими руками сосредоточенно лепит скульптурный портрет девушки. На Лине рубашка с закатанными выше локтей рукавами и темный фартук.

Скульптору необходимо большое пространство. Однако у Лины все было организовано компактно: дощечку для лепки женщина прислоняла к груди; инструменты и вода для смачивания глины были расположены так, чтобы их было легко и быстро найти. Ногтем мизинца Лина доводила до совершенства мельчайшие детали скульптур, а руками словно сканировала полученную форму, сверяя с желаемым образом.

Лина По рассказывала, что идеи скульптур появлялись у нее «под впечатлением либо прослушанного чтения, либо музыки». «Когда образ задуманного произведения встает передо мной, начинаю мысленно лепить его... А потом повторяю в материале... Иногда готовые яркие образы приходят во сне, и наутро я спешу вылепить его в глине», — говорила она.

Подобная устойчивость образа именуется эйдетизмом, то есть способностью не представлять или вспоминать отсутствующий предмет или явление, а действительно его видеть в мельчайших подробностях. По всей видимости, именно так проявился компенсаторный механизм, так как Лина до потери зрения имела огромный художественный опыт.

Все исследователи отмечают особое внутреннее движение в работах Лины. Но это не ожесточенный мятежный дух, а скорее энергия неистового и свободного парения. Таков «Прыжок», представленный в числе многих других на Всесоюзной выставке в Москве всего спустя два года после выписки из больницы.

Тифлокомментарий: черно-белая фотография на голубом фоне. Скульптура Лины По «Прыжок» (1935 год). На маленьком прямоугольном пьедестале с бугристой поверхностью стоит изогнутый ствол засохшего дерева с одиноко торчащим сучком. Края ствола касается шлейф наряда изящной девушки. Она в плавном и легком движении, подняв руки как крылья, парит в воздухе.

Скульптурная группа «Танцевальная сюита» отражает динамичную красоту классического и этнического танца.


Тифлокомментарий: черно-белая фотография. Скульптура Лины По «Танцевальная сюита» (1937 год). На овальной платформе восемь пьедесталов: семь расположены по кругу, один в центре. На каждом — изящная девушка. Они выполняют танцевальные движения. Их позы легкие и плавные.

Чувствительность Лины По к тому, как отражаются душевные переживания в пластике лица, воплотилась в скульптурных портретах Чехова и Пушкина. В их мимике отразилась драматургия личности и уникальный характер творческого гения. В годы войны Лина По создала скульптуру «Женщина с биркой», но чаще всего ее называют «Непокоренная».


Тифлокомментарий: коллаж из трех черно-белых фотографий, расположенных в ряд. На них работы Лины По. Слева направо: скульптурные портреты А. С. Пушкина и А. П. Чехова, а также скульптурный бюст «Женщина с биркой» — это исхудалая женщина со спутанными прядями волос. С ее плеч спадает ветхое платье, на шее висит лагерная бирка. Ее взгляд полон неистребимой внутренней силы.

Полина Михайловна создала за свою жизнь около 120 работ. Усилиями врачей у нее частично вернулось зрение. Однако она настолько развила чувствительность рук, что при работе завязывала глаза, чтобы зрение ей не мешало.