На педаль нажимать легко, но как велосипедисту двигаться без падений и травм, если он не видит? Оказывается, такое возможно, но при помощи велотандема — велосипеда особой конструкции, включающей в себя два колеса, два руля, два седла и две пары педалей, объединенных одной цепью.
Что такое велотандем
Велотандемы, как и велосипеды привычного вида, бывают дорожными, горными, городскими, трековыми, шоссейными, то есть предназначенными для разных целей. До 1972 года гонка на велотандемах входила в число дисциплин мужской программы Олимпийских игр, а до 1994 года — чемпионатов мира. Однако сегодня такой вид велогонок связан только с паралимпийским спортом, в котором принимают участие спортсмены с нарушением зрения.
Человек, сидящий впереди в велотандеме, называется пилотом и является спортсменом без физических ограничений, а его партнер — незрячим или слабовидящим спортсменом. Оба одинаково экипированы в велоформу, шлемы и велотуфли, которые крепятся шипами к контактным педалям. Два спортсмена, которые едут на одном велотандеме, носят гордое название «экипаж», и его успех в спорте зависит не только от их физической формы, но и от взаимопонимания и слаженной работы.
Во многих городах России существуют спортивные клубы, в которых занимаются велосипедисты с нарушением зрения, но вот городов, где у них есть возможность тренироваться на трековых велотандемах, всего четыре. И один из них находится в Санкт-Петербурге.
О том, как развивался велоспорт для незрячих людей в северной столице и каким образом он может повлиять на становление инклюзивного общества в России, рассказывает тренер и вдохновитель велосипедистов с нарушением зрения в Санкт-Петербурге Илья Киреенко.
Тифлокомментарий: цветная фотография. На дистанции велотрека — два экипажа велосипедистов на велотандемах. Они движутся друг за другом против часовой стрелки, на одном из спортсменов — темные очки. Велотрек представляет собой овальное кольцо с деревянным покрытием и разметкой в виде полос красного и синего цветов разной ширины.
О начале велоспорта людей с нарушением зрения в Санкт-Петербурге
«В 2011 году мужской экипаж из Санкт-Петербурга впервые принял участие в российских соревнованиях незрячих велосипедистов. Пилотом в этом экипаже был я, а моим слабовидящим напарником — Андрей Гостев, вдохновитель и организатор специализированного туристического клуба ’’Масштаб плюс’’. Мы познакомились с ним примерно за год-полтора до этого: вместе с друзьями Андрей приехал на любительские раздельные соревнования на туристических велотандемах. Там же были и мы с женой на нашем байк-тандеме.
Познакомившись, они пригласили нас в турпоход на тандемах, где мы с Андреем и покатались на одном велосипеде. Когда ему предложили принять участие в профессиональных соревнованиях велоспорта слепых, он обратился ко мне с просьбой выступить в роли его пилота. Тренироваться мы начали в апреле, а уже в мае в Липецке выиграли групповую гонку на шоссе. Этот успех вдохновил нас, а сборная выделила нам для тренировок более-менее хороший спортивный велотандем.
На тот момент я проводил тренировки для любителей велосипедистов на велотреке и заодно начал заниматься с незрячими ребятами, которые заинтересовались велоспортом после нашего с Андреем старта. Первое время на новом велотандеме тренировались три экипажа, в том числе женский. Постепенно наш велосипедный парк увеличился и стало возможно подбирать ребятам тандемы по росту. Регулярные тренировки на треке привели к тому, что в нашей команде незрячих велосипедистов появилось несколько чемпионов, вошедших в сборную России».
О велоспорте и велотуризме
«Увлекшись велоспортом, Андрей Гостев продолжил развитие велотуризма с участием людей с нарушением зрения. На самом деле, спортивная составляющая жизни человека не должна мешать туристической. Мы вместе ходили в походы, в том числе в горные, выезжали на велотандемах из города, участвовали в марафоне ’’Дорога жизни’’. Но я сам всегда больше был углублен в спорт, больше занимался и продолжаю заниматься незрячими ребятами на велотреке, готовить их к участию в профессиональных соревнованиях.
Туризм — деятельность менее централизованная, но более живая. Спорт отличается централизованностью, но у него есть много ограничений с точки зрения привлечения новых людей. Большой спорт требует медалей, а заработать их шансов больше у тех, кто моложе, сильнее и имеет остаточное зрение, а таких мало, хотя именно с такими тренеры работают с большим удовольствием. Туризм открыт для всех желающих, туризму активней помогают спонсоры. К примеру, мои незрячие спортсмены, неоднократно бывшие победителями всероссийских соревнований, ездят в велоформе, купленной на свои деньги. У меня как у тренера окладов нет, кажется, только один раз за десять лет я получил премию».
Тифлокомментарий: цветная фотография. В городских условиях тренируется экипаж гонщиков на велотандеме с надписью «Санкт-Петербург. Россия». У каждой из девушек-спортсменок свой руль и комплект педалей. Девушка-пилот одета в сине-черную форму, у ее напарницы — желтая экипировка и темные очки. Обе спортсменки жмут на педали, низко склонившись к рулю. Они едут по асфальтовой дороге. Вдоль нее расположен тротуар и зеленый газон.
О мотивации к тренировкам с незрячими спортсменами
«Когда меня спрашивают о том, почему я занимаюсь с незрячими спортсменами, я не знаю, что ответить. В некотором смысле я продолжаю дело своего тренера Николая Алексеевича Арсеньева, от которого получил знания, и эти знания передаю дальше людям, с которыми провожу тренировки. Заниматься с незрячими спортсменами мне интересно — в них присутствует внутренний стержень, воля к победе, а мне как тренеру приятно, когда они привозят с чемпионатов медали и кубки».
Об инклюзии и велоспорте
«Получилось так, что незрячие ребята занимаются на треке одновременно со спортсменами без физических ограничений. Для того чтобы тренироваться круглый год, велосипедисты-любители без инвалидности, с которыми я занимаюсь, несколько раз в неделю, арендуют полотно, и когда у меня начались тренировки с незрячими спортсменами, они согласились делиться этим временем и с ними. Это здорово, потому что арендовать полотна на треке очень дорого и, конечно, ребятам с инвалидностью такое было бы не под силу.
Спортсмены на велотандемах занимаются не сами по себе, а вплетаются в общий тренировочный процесс, постоянно общаются, взаимодействуют с велосипедистами, которые катаются на одиночных велосипедах. У спортсменов с инвалидностью и без инвалидности много общих тем для разговоров, между ними нередко завязываются тесные дружественные отношения. В итоге некоторые велосипедисты-одиночки начинают интересоваться адаптивным спортом и пробуют себя в роли пилотов на велотандемах, а это очень ценно».
О целях велоспорта незрячих людей
«Если к велотандемному спорту подходить с точки зрения большого спорта, то цели его очевидны, они связаны с победами на всероссийских и международных соревнованиях. Но часто к нам приходят люди, которые просто стремятся к физической активности. Незрячему человеку чрезвычайно трудно поддерживать физическую активность: самостоятельно и без посторонней помощи ездить на велосипеде или бегать ему невозможно, а заниматься час-полтора на беговой дорожке или велотренажере, совершая скучную монотонную работу, он может быть просто не в состоянии. Между тем регулярная физическая активность людям без зрения необходима, и нередко в велоспорт они приходят именно за этим.
Если у кого-то из них получается постоянно тренироваться, совершенствоваться в технике, участвовать в соревнованиях и занимать призовые места, то можно двигаться дальше к целям большого спорта. Кого-то привлекают медали, стипендии, участие в международных соревнованиях, а для кого-то просто важно поддерживать свое здоровье и физическую форму. Все это цели, с которыми незрячие ребята приходят ко мне на занятия, и я стараюсь с уважением относиться к выбору каждого из них».
Читайте также:
Челлендж «Ехать. Доверять Жить», или 1000 км на велотандеме. Часть 1
Челлендж «Ехать. Доверять Жить», или 1000 км на велотандеме. Часть 2
Челлендж «Ехать. Доверять Жить», или 1000 км на велотандеме. Часть 3