Инопланетянин в аквариуме: перформанс «Каждый в городе»

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография, затемненная по бокам. Ирина Поволоцкая в белом платье и русоволосая девушка в зеленом свитере стоят в просторном зале с белыми стенами, крепко обнимают друг друга, широко улыбаются. У Ирины длинные светлые волосы, убранные в высокий хвост, косая челка, правильные черты лица, расфокусированный взгляд.

Ирина Поволоцкая — литератор, художник, актриса, психолог, слепоглухая с детства, автор автобиографической повести «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю». В колонке «Инопланетянин в аквариуме» на портале «Особый взгляд» Ирина рассказывает о своем восприятии мира и об искусстве как способе терапии. В этом материале она говорит о своем самом успешном перформансе.

Когда я занялась театральной деятельностью, то много лет искала приемлемые и интересные формы и возможности для создания собственных спектаклей. В конце концов поняла, что создание и продвижение спектаклей — дело очень непростое. Поэтому отказалась от предложений о создании театра и остановилась на формате антрепризы с небольшими инклюзивными перформансами. Для этого я создала социальный творческий проект под брендом Cosmoopera Performing Arts и собрала труппу из творческих друзей-единомышленников.

«Каждый в городе» — самый успешный наш перформанс. Он о людях, о ценности каждого человека в обществе, о взаимоподдержке. И о городе, как месте обитания. Мы через творчество говорим о доброте — и не только к людям, но и к окружающей среде.

До него у меня было несколько задумок, которые я пробовала реализовывать. Например, перформанс «Брод(ский). Зарисовки» я довела даже до показов, но потом пришло понимание, что это не совсем то, что хотела изначально. Остальные проекты остались пока на различной стадии реализации.

Перформанс «Каждый в городе», последний его вариант, я показала на Втором Форуме-фестивале социального театра «Особый взгляд», и он сложился не сразу. Менялось название, каждый показ дополнялся и корректировался, приходили и уходили элементы, актеры, идеи.

Один из первых вариантов был создан для «Ночи искусств» в 2018 году — в рамках фестиваля «Границы восприятия» в Музее «Интеграция» имени Н. Островского. Тогда он назывался «Расскажи. Покажи. Поделись». В его создании и на всех последующих показах мне помогали друзья-актеры, особенно — актрисы и профессионалы в хореографии: Екатерина Сахно и Александра Рудик. Александра попросила своих друзей-музыкантов поучаствовать, так что у нас была живая музыка: фортепиано и контрабас.

Как уже писала, я стремлюсь к обширной интеграции различных искусств: танца, поэзии, прозы, музыки (как живой, так и в записи, в том числе отдельных звуков), живописи, пения, скульптуры. А также, насколько это возможно, к использованию технических средств и интерактивному взаимодействию со зрителем. Все это присутствует и в перформансе «Каждый в городе».

В его процессе создается живописная картина, на полу разбросаны наброски, которые я рисовала в разное время. Завершается все действо живой скульптурой, символизирующей как городской фонтан, так и родник — источник жизни. В начале и конце мы сами тоже становимся зрителями, и, как в городе, выходим на сцену — нашу улицу. Мы постоянно взаимодействуем со зрителями и в процессе самого перформанса.

В 2019 году нам предложили показать этот перформанс в Королевском институте глухих «Кенталис» в Нидерландах. Для этого показа я поменяла название на «Рука в руке», по названию одного моего стихотворения. Музыкантов-волонтеров на месте найти не удалось, поэтому пришлось использовать музыку в записи. Картину, которую я рисую на каждом перформансе, сотрудники института «Кенталис» попросили оставить у себя, сказали, что повесят на стену. Не знаю, действительно ли они ее сохранили, но приятно, если у них осталась такая вот память о нашем визите.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Сцена из перфоманса «Каждый в городе». В помещении с белыми стенами и полом стоят четверо. Ирина с короткими фиолетовыми волосами в длинной фиолетовой кофте, русая девушка в черных штанах и кофте и темноволосый мужчина в синей рубашке и джинсах. Ирина склоняет голову вперед, правую руку отводит назад. Ее бережно придерживает молодая брюнетка в черных футболке и штанах.

Менялись детали, достраивался и добирался материал. С того времени несколько разных вариантов перформанса были успешно показаны на разных площадках Москвы.

В 2020 году пришло предложение показать его в «Новом Манеже», тогда перформанс и обрел окончательное название — «Каждый в городе». И тогда же возникла идея, чтобы актеры сами тоже играли на различных инструментах (помимо музыканта). И не так важно, слышащий актер или нет. Таким образом у нас на показах уже звучали глюкофон, гитара, укулеле, сякухати, хулуси, окарины, блок-флейта, барабан, калимба. Сама я обычно предпочитаю играть на различных видах флейт.

Перформанс в «Новом Манеже» был таким успешным, что нас пригласили и в 2021 году, тогда и сложился почти окончательный формат перформанса. Но так уж повелось — каждый раз вносить (порой вынужденно) даже небольшие изменения. Так и к показу на форуме-фестивале «Особый взгляд» в Санкт-Петербурге возникли новые идеи.

Я написала еще одно стихотворение в тему, нужно было найти местную участницу, которая смогла бы его прочитать. Задачу я поставила более сложную, так как хотела, чтобы стихотворение пропели. Случилась творческая удача — мы смогли найти преподавательницу по вокалу Елену Романову, которая с радостью согласилась. Так как стих и песня это не всегда одно и то же, то мне пришлось немного поизучать теорию песенного ритма и скорректировать текст.

В итоге это душевно обогатило перформанс и его финальные моменты. Зрители очень тепло приняли нас, за что всем хочу выразить огромную благодарность.

Жизнь в мегаполисе сделала тему города для меня довольно животрепещущей. Над ней я периодически размышляла и выражала в творчестве: в стихах и прозе, статьях, но почти никогда — в живописи. Даже во время самого перформанса, когда мне надо рисовать картину, я рисую природу: обычно это цветущее дерево, древо жизни. Деревья — живые легкие города, они оживляют мертвенную серость улиц, дают тень в жару, защищают от сквозного ветра. И они — прекрасное украшение картин. У всех художников, везде и всегда. Таким образом я включаю и тему экологии.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Просторный светлый зал с панорамными окнами. В центре стоят пятеро: Ирина в длинном белом платье с широким черным поясом, высокий стройный мужчина в белой рубашке и черных брюках, три девушки в черных свободных одеждах. Ирина с длинными светлыми волосами, убранными в высокий хвост, держит в руке желтую папку, что-то говорит в микрофон. Мужчина с проседью в темных коротких волосах смотрит на нее, прижимает рукой к груди воздушный шарик в виде сиреневого сердца.

Слоган перформанса «Каждый в городе»: «Человек — часть города, и каждый в городе — важен». А его участники — зрячеслышащие и слепоглухие актеры. Мы живем в городах — каждый день проходим улицами, аллеями, закоулками своих городов, с кем-то встречаемся, куда-то спешим, что-то замечаем, а что-то — нет. А это «незамечаемое», может, что-то невероятное, важное, человечное и ценное — необходимо нам, чтобы быть людьми?

Наши перформансы — это способ прочувствовать и проявить театрализованное действо душой и телом. Мы снимаем маску социального ограничения, условного мира привычных представлений, погружаемся внутрь себя, своих воспоминаний, впечатлений, ощущений, снов. И зритель участвует в этом действе душой, включается своим воображением и узнаванием «своего».

Здесь и сейчас, каждый раз иначе, воплощается в движение некая заданная идея, создавая цельный сюжет, как историю. Рассказ языком тела, музыки, текстом — и взглядом, улыбкой. В перформансе используются мои тексты в лирико-философской прозе и поэзии, различных годов написания. Они создавались сами по себе, но органично вошли в канву перформанса, воплощая в нем линию Голоса, как еще одного полноправного участника: «Города голос — в тебе и во мне».

Будут ли еще показы, сейчас сложно загадывать, но мы всегда будем рады «каждому в городе».