Стереотипы, которые мешают незрячим соискателям при трудоустройстве на работу

Тифлокомментарий: цветная фотография. Светлое помещение с белыми стенами, похожее на конференц-зал. Рядами стоят легкие офисные стулья, у дальних стен — стеллажи с книгами. В центре, за небольшим круглым столом, сцепив пальцы, сидит мужчина в темных очках с окладистой бородой и усами. Перед ним, высоко подняв голову, стоит молодая светловолосая женщина в очках в пиджаке.

Стереотип — ложное мнение или суждение, которое воспринимается за истину. Часто именно личные стереотипы мешают нам развиваться и расти над собой. Еще чаще мы «награждаем» стереотипами других людей. Это мешает разглядеть в человеке личность и по достоинству оценить его слабые и сильные стороны.

В трудоустройстве человека с инвалидностью стереотипы часто играют негативную роль. Многие люди с нарушением зрения сталкивались с ними при попытке устроиться на работу.

Незрячий корреспондент портала Владимир Васкевич разобрал наиболее часто встречающиеся стереотипы, которые могут возникнуть как у незрячих людей по отношению к работодателю, так и у самого работодателя.

Стереотипы со стороны работодателя и коллектива

По своему опыту могу сказать, что проще устроиться на работу к молодому руководителю, который, как правило, более современный, гибкий и готовый к компромиссам. Сложнее получить работу у бизнесменов, которые являются яркими представителями эпохи девяностых. Возможно, это мои личные стереотипы, но в пяти из семи компаний, которые я сменил за последние десять лет, возраст моих начальников не превышал 37 лет.

Чаще всего стереотипы появляются из-за того, что начальник не знает, что потенциально может его сотрудник с инвалидностью по зрению. Например, многие думают, что главный и почти единственный способ коммуникации с миром у человека с нарушением зрения — слух и голос. Когда же речь заходит о том, что ты можешь просто написать что-то в мессенджере, все очень удивляются.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Тот же темноволосый мужчина в очках работает в офисе за компьютером. Он сидит за столом, лицом к окну, его пальцы скользят по странице с текстом, на голове — массивные наушники. Мужчина одет в светлую водолазку, темную куртку он аккуратно повесил на спинку стула. За ним стоят открытые стеллажи с книгами.

Для начала вот три самых распространенных стереотипа, которые могут возникнуть у работодателя:

— Человека с инвалидностью сложно нанять и уволить.

Если такой сотрудник не исполняет свои обязанности или плохо работает, работодатель может уволить его на общих основаниях.

— Люди с инвалидностью хуже работают.

Люди с инвалидностью, в том числе с нарушением зрения, могут получить образование низкого качества, они могут быть не самыми ответственными сотрудниками из-за чрезмерной опеки родственников. Однако сказать так про всех работников с инвалидностью нельзя! Есть компетентные специалисты с большим опытом работы, есть и те, для кого работа — единственный шанс для самореализации. Такие сотрудники сделают все возможное, чтобы показать, на что они способны.

— Люди с инвалидностью могут доставлять компании затруднения.

Скандальные личности, которые могут сильно попортить жизнь компании, встречаются везде — как среди людей с инвалидностью, так и без нее. Грамотный работодатель и понимающий сотрудник всегда смогут друг с другом договориться.

Еще одна частая причина для отказа незрячему сотруднику в трудоустройстве — незнание работодателем возможности современных технологий для людей с нарушением зрения. Ведь они делают доступной почти любую программу! Руководитель же не может представить, как сотрудник будет общаться с клиентами по электронной почте или вносить информацию в базу Excel. Есть простое решение: на первом же собеседовании продемонстрировать, как незрячие люди работают с программами экранного доступа и печатают вслепую.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Стройная женская фигура на светлом фоне. Видна только ее часть. Девушка одета в джинсы и двубортный темно-зеленый пиджак в тонкую клетку. В правой руке она держит белую трость, изучает пространство перед собой.

Еще один популярный стереотип часто связан с самостоятельностью незрячего человека. Почти каждый HR-менеджер на моих собеседованиях спрашивал о том, кто будет меня возить на работу и как я смогу перемещаться по офису, ведь доступной среды для незрячих у них нет.

Мнение работодателя, что для незрячего сотрудника нужна какая-то специальная доступная и дорогостоящая среда, часто мешает трудоустройству. Если же посмотреть правде в глаза, то любой целеустремленный незрячий человек обязан научиться сам доезжать до работы с тростью, со временем изучить особенности офиса и перемещаться по нему без посторонней помощи.

Некоторые руководители и HR-менеджеры часто приравнивают инвалидность к болезни. Они могут думать, что люди с инвалидностью болеют чаще, чем другие, что таким сотрудникам потребуется постоянно предоставлять больничные. Хотя каждый незрячий человек, не имеющий каких-то дополнительных диагнозов, подтвердит, что он подвержен простудам и другим недомоганиям не больше любого другого среднестатистического человека.

Если вы все-таки устроились на работу, то это совсем не значит, что вы перестанете сталкиваться со стереотипами. Все только начинается! Например, на новой работе каждый коллега, желая показать, что он расположен и старается меня понять, слал мне длинные аудиосообщения, которые всегда начинались с одной и той же фразы: «Решил тебе записать голосовое, тебе же так удобнее будет?» Приходилось объяснять, что это необязательно.

Меня жалели, тяжело вздыхали вслед, когда видели на работе в первый день. Многие старались акцентировать внимание на том, что понимают, как мне сложно, другие думали, что человек с инвалидностью в компании — к беде. Звучит абсурдно, но я однажды встретил работодателя, который отказал мне под предлогом, что звезды не велели ему брать на работу человека с инвалидностью.

Чаще всего с появлением человека с инвалидностью в компании коллектив на первых порах делится на два лагеря. Первые — наблюдатели, они пока побаиваются с ним контактировать, а часто просто не знают, с чего начать. Вторые стремятся окружить человека с инвалидностью вниманием и заботой. Это удобно, такие коллеги помогут изучить офис, научат включать кофемашину и покажут, где найти нужный отдел. Однако со временем такая гиперопека начнет тяготить. Стоит только встать и пойти в уборную, как кто-то обязательно кинется на помощь. Здесь нужно проявить терпение: регулярно рассказывать о том, что вы сможете сориентироваться в офисном пространстве самостоятельно. Важно сказать, что нет ничего страшного, если вы немного заблудитесь, пойдете не туда или врежетесь в угол. Это естественно и нормально. Не понимая этого, некоторые коллеги порой кричали мне: «Вот, я же говорил, что ты потеряешься, давай лучше я тебя провожу».

Самый короткий путь к тому, чтобы вас приняли, — стать героем для коллектива. Среди людей с инвалидностью такое бывает часто. Вами восхищаются, о вас говорят, вас постоянно хвалят по делу и без. Стоит все же отметить, что такая позиция не имеет перспектив. Правильнее выстроить равные отношения на взаимных интересах и общей полезности, найти те аспекты, в которых вы можете быть полезны коллективу. Например, я регулярно выигрываю за счет юмора — стараюсь разрядить обстановку шуткой. Если понимаю, что в каком-то деле могу помочь коллеге, то стараюсь изо всех сил. Так начинают ценить больше, идут за советом, а ненужные стереотипы улетучиваются.

Стереотипы людей с инвалидностью

В школе мне часто повторяли, что у них созданы все условия для незрячего человека, а во внешнем мире будет сложно. Это убеждает человека в том, что мир враждебен. Случай с трудоустройством не исключение. По-прежнему многие считают, что любой работодатель по умолчанию думает только о деньгах, а люди с инвалидностью ему обуза. Соискателям с инвалидностью кажется, что для работодателя они — одни проблемы, что к ним относятся предвзято.

Соглашусь, дыма без огня не бывает. Такие работодатели, к сожалению, до сих пор довольно часто встречаются на собеседованиях. Только это совсем не значит, что данную информацию нужно брать за аксиому и приходить на собеседовании в состоянии максимальной готовности к бою не на жизнь, а на смерть.

Из самых распространенных стереотипов у людей с инвалидностью можно выделить еще и следующие:

— Работодатель не хочет брать на работу, потому что не желает проблем своей компании.

Часто человеку с инвалидностью, в том числе людям с нарушением зрения, отказывают по объективным причинам, например, из-за нехватки компетенций. Многим компаниям, особенно крупным, важнее всего знать, какими навыками вы обладаете и сможете ли вы полноценно и в срок справляться с поставленными задачами.

— Руководитель не берет незрячего человека на работу, потому что все в коллективе будут его стесняться и чувствовать себя не в своей тарелке.

Если первое время коллеги будут относиться к вам с настороженностью, то со временем сложат свое представление по вашим поступкам, деловым качествам и эффективности на рабочем месте.

— Любому руководителю проще взять на работу зрячего сотрудника, чем незрячего.

Найти ответственного человека с нужными качествами и навыками на определенную должность сейчас трудно. Поэтому работодатели все чаще не выбирают людей по каким-то личным критериям, они доверяют отбор профессиональным HR-менеджерам, которые в первую очередь смотрят на деловые качества соискателя.

Подведу итоги: стереотипы — это барьеры, которые мешают нам сблизиться друг с другом. Они существуют, это факт, но это не какая-то непреодолимая сила. Чаще всего успех все-таки зависит именно от вас — от того, как вы проявите себя, как выстроите отношения с начальником и коллективом.

Если вдруг подозреваете, что в компанию вас не хотят брать из-за предрассудков, то задумайтесь, насколько вы хотите там работать. Гораздо проще оставить это место и найти себе более комфортную работу, ведь предложений на рынке много, среди них точно найдется что-то подходящее именно для вас.