Идея адаптировать большой теннис для спортсменов с нарушением зрения принадлежит японцу Миоси Такеи: будучи незрячим с полутора лет, он отчаянно мечтал играть со своими зрячими братьями. В середине
В 1990 году в Японии прошел первый турнир по теннису для незрячих людей. Впоследствии он стал ежегодным, а сам Миоси Такеи был его шестнадцатикратным победителем. Спортсмен погиб в 2011 году, упав с платформы на железнодорожные пути. В память о нем на Паралимпийских играх Токио-2020 Международная ассоциация тенниса слепых (IBTA) планирует провести показательную игру по придуманному японцем виду спорта.
На фото: Миоси Такеи
Тифлокомментарий: Коллаж из двух цветных фотографий в белой рамке на желтом фоне. На левой японец среднего возраста стоит с теннисной ракеткой в руке. Он коротко острижен, одет в спортивное темно-синее поло с белыми полосами на плечах и вдоль ворота. На второй фотографии Миоси играет в большой теннис в спортивном зале с деревянным полом. Справа от Миоси в воздухе теннисный мяч, спортсмен занес ракетку от себя, чтобы отразить подачу. На мужчине белая спортивная форма и кроссовки, черные наколенники и налокотники, на глазах белая маска.
Сегодня теннис для незрячих людей активно развивается в Японии, Китае, Корее, Сингапуре, странах Западной Европы, Польше, Австралии, США и Канаде. С 2017 года IBTA организовала уже три ежегодных чемпионата, правда, россияне пока не участвовали ни в одном из них. Анастасия Павлюченкова поговорила с Кристианой и Павлом Каплан из немецкого Ростока — популяризаторами большого тенниса для незрячих людей в Германии.
«В Германию теннис для незрячих людей пришел в 2016 году, когда мы с моим другом и коллегой организовали в Кельне двухдневную презентацию с участием тренеров из Великобритании, — рассказывает четвертая ракетка мира и вторая ракетка Германии в категории B1 Кристиана Каплан. — Потом я связалась с теннисной академией в Ростоке, у которой, как выяснилось, уже был опыт тренировки людей на колясках, поэтому они с энтузиазмом восприняли идею позаниматься и с незрячими. Так и возник наш теннисный клуб, в котором изначально состояли только мы с Павлом, а чуть позже к нам присоединилось еще два человека. Подобные клубы действуют в Кельне, Франкфурте-на-Майне, Берлине, Гамбурге, Бремене, Люнебурге и некоторых других крупных городах».
По словам Павла Каплана, пока клуб не получает финансирования ни от государства, ни от организаций по поддержке людей с инвалидностью, и спортсмены покрывают все расходы на тренировки и экипировку из своего кармана. «Местные общества слепых никак не содействуют продвижению тенниса, во всяком случае, пока: мы сами закупили мячи в Японии и нашли небольшую частную школу, где тренируемся. Час занятий с тренером и аренда открытого корта стоит примерно 30 евро, а за часовую тренировку на закрытом корте приходится заплатить порядка 40 евро с учетом скидки. Кроме того, чтобы тренироваться на профессиональных кортах, нужно быть членом теннисной ассоциации, а это тоже не бесплатное удовольствие, хотя мы и платим всего 30% стоимости — 50 евро в год за человека, — говорит Павел. — Так что интенсивность тренировок зависит от финансов. Обычно мы играем раз в неделю, но можем сделать перерыв и на несколько месяцев. Для нас это пока хобби, но есть люди, которым материальный достаток позволяет заниматься чаще и дольше, и результаты у них, конечно, соответствующие».
Источник фото: www.sports.ru
Тифлокомментарий: цветная фотография в белой рамке на желтом фоне. Тренировка на открытом теннисном корте. Слева боком стоит молодой брюнет в солнцезащитных очках. На нем широкая оранжевая футболка, белые свободные шорты. В левой опущенной руке он держит четыре теннисных мяча. В правой вытянутой руке мужчина удерживает один мяч, одновременно бросает другой стоящей напротив девушке с теннисной ракеткой. На глазах у девушки синяя маска для сна, длинные темные волосы убраны в хвост.
В тренировках участвуют несколько коучей, все они молодые ребята, которым интересен инклюзивный эксперимент. «Мы занимаемся с разными тренерами, и это здорово, потому что все преподают по-разному: кто-то акцентирует внимание на тактике, кто-то на реакции и т. д. — отмечает Кристиана. — Да, приходится немало переплачивать, но нам в любом случае нужен помощник, который хотя бы будет подавать мячи, подсказывать, куда они попадают, в аут или нет. Но самое главное, чему учат нас тренеры, — это принимать и правильно отражать мяч. Как только у нас начинает получаться, они постепенно увеличивают нагрузку, усложняя технику подачи, чего вряд ли можно добиться, играя с незрячим соперником, потому что оба плохо видят мяч или не видят его совсем. Но от каждого вида тренировок, бесспорно, есть своя польза».
Германия относится к странам, в которых большой теннис для незрячих и слабовидящих спортсменов только начинает развиваться: всего в стране насчитывается
Поскольку вид спорта еще довольно молод, правила находятся в процессе становления и могут различаться в разных странах. Соревнования проходят только на закрытых кортах. Незрячие теннисисты категории B1 выходят на корт вдвое короче и на четверть уже обычного и играют исключительно в непроницаемых повязках. Спортсмены, выступающие в категориях B2—B5, разыгрывают матчи на кортах стандартной ширины и длины на четверть меньше длины обычного корта.
«Во время подачи или возврата мяча очень важно знать, в какой части корта ты находишься, поэтому вся разметка дублируется тактильными линиями — тонким шнуром диаметром два миллиметра, зафиксированным сверху широким скотчем. Они и через подошву кроссовок хорошо чувствуются, и ракеткой их легко нащупать, особенно если покрытие корта твердое, — говорит Кристиана. — Разметку я, как правило, без проблем нахожу сама, хотя иногда, если активно бегаю, могу немного потеряться в пространстве. На тренировке мне помогает ориентироваться коуч, а на турнирах — волонтеры. Некоторые пользуются их помощью постоянно, я же стараюсь прибегать к ней только при переходе на противоположную сторону корта».
В игре используют мягкие мячи диаметром девять сантиметров, которые за счет металлической дроби издают звенящий звук. Они могут быть желтыми или черными и должны максимально контрастировать с цветом покрытия корта. Ракетки применяют обычные юниорские длиной от 23 до 25 дюймов для разных категорий. Слабовидящие спортсмены должны выступать в одежде светлых тонов, чтобы быть заметными для противников.
Источник фото: www.sports.ru
Тифлокомментарий: цветная фотография в белой рамке на желтом фоне. Ясный солнечный день. На границе открытого теннисного корта присели и что-то обсуждают в кругу шестеро спортсменов в белых футболках и солнцезащитных очках. Спиной к нам опустился на правое колено смуглый мужчина в красных шортах. Справа от него лежит теннисная ракетка с красным ободом. Мужчина активно жестикулирует, остальные внимательно его слушают. Слева от него стоит и склонился к остальным плотный мужчина в голубой бейсболке. Остальные, среди них одна девушка, сидят на корточках. От фигур на корт ложатся яркие четкие тени.
Линия подачи для тотально незрячих игроков проходит на расстоянии 1,8 метра от сетки, а для слабовидящих — 2,7 метра. В категориях B1 и B2 мяч может удариться о землю до трех раз, в B3 — до двух, а в В B4 и B5 — лишь единожды, после чего его нужно перекинуть через сетку. Гейм выигрывает спортсмен, первым забивший противнику четыре мяча, при этом разрыв между ними должен составлять не менее двух очков. Теннисист, первым взявший шесть геймов, считается победителем сета. Чтобы выиграть матч, спортсмену необходимо одержать победу в двух из трех или трех из пяти сетов (число сетов задается регламентом соревнования).
По словам супругов Каплан, внутри категорий у игроков разные шансы на победу в разных ситуациях: «Абсолютного равенства спортсменов внутри их групп, пожалуй, никогда не добиться: у кого-то острота зрения достаточно неплохая, но поле зрения при этом очень узкое, поэтому им трудно обозревать весь корт. С другой стороны, если мяч летит напрямую, они его увидят гораздо быстрее, чем соперник с небольшим остатком, но более широким полем зрения. Все эти нюансы крайне сложно уложить в четкую систему, поэтому идеального решения здесь нет <...> Наверное, самая проблемная категория — это B2, потому что в ней находятся спортсмены с остатком и в два, и в пять процентов. Когда классификаторы проанализировали результаты игроков внутри этой категории, то пришли к выводу, что у теннисиста, находящегося на границе B2-B3, шансы на победу в шесть раз выше, чем у его соперника из нижней границы B2».
Как развивается большой теннис для незрячих людей в России
В России первая презентация тенниса для незрячих людей прошла в 2011 году, однако широкого распространения этот вид спорта так и не получил, хотя, по мнению специалистов, потенциал для его развития в стране весьма неплохой. С октября 2018 года в Москве на базе КСРК ВОС открылась секция по теннису для незрячих, где проводятся групповые и индивидуальные занятия с игроками различного возраста и уровня физической подготовки.
«Многих тотально незрячих ребят хватает лишь на пару занятий: у них что-то не получается, и они быстро теряют интерес, а этот вид спорта все-таки требует упорства и систематичности, — отмечает заместитель начальника отдела физкультуры и спорта КСРК ВОС Мария Ильинская. — Постоянной группы пока нет, весной у нас регулярно занималось всего пять-семь человек, поэтому больше внимания мы сейчас уделяем популяризации: сняли учебный фильм, выпустили методическое пособие, проводим презентации, мастер-классы и семинары».
По словам Марии, мастер-классы и учебные турниры по теннису для незрячих людей войдут в программы всероссийских форумов и фестивалей, ежегодно проводимых КСРК ВОС в разных регионах России. С учебными и методическими пособиями можно ознакомиться по ссылке.
Читайте также наши статьи о шоудауне, айкидо для незрячих людей, яхтинге и картинге вслепую.