Памятка для родителей: как и в каком возрасте можно говорить с ребенком о слепоте. Часть 2

Тифлокомментарий: цветная фотография. Младенец в серой кофточке держит взрослого человека за указательный палец.

Как родителю с нарушением зрения говорить со зрячим ребенком о слепоте? Как объяснить незрячему ребенку, почему его возможности отличаются от других? Как воспитать ребенка толерантным к различиям между людьми? Екатерина Шевичева, журналист и психолог, попыталась найти ответы на эти вопросы и сформулировать рекомендации для зрячих и незрячих родителей.

Это вторая часть материала. Первую можно прочитать по ссылке.

Как отвечать на вопросы незрячего подростка?

Подростки нередко склонны занижать свои достоинства, спортивные достижения, личностные характеристики, внешние данные. Незрячие дети — не исключение: они тоже рефлексируют, разница лишь в том, что подростки с нарушением зрения не могут оценить себя со стороны, подчеркивает тифлопедагог Альбина Вильсуровна Саматова.

«Есть важный момент, на который нужно обратить внимание, — поясняет тифлопедагог. — Это очень тонкая вещь, которая в психологии называется „Я“-концепция. Когда подросток начинает осознавать себя, он мысленно начинает представлять свой желаемый образ (идеальное „Я“) и свой действительный образ („Я“ реальное). Как правило, эти образы не совпадают. И не совпадают они как раз в худшую сторону».

Согласно исследованиям, проведенным Альбиной Вильсуровной в университете имени Герцена, семь из десяти тотально слепых старшеклассников считают себя внешне непривлекательными. Почему незрячие дети дают себе такую негативную оценку, пока непонятно.

Рефлексирующий подросток рано или поздно начинает задавать себе вопросы: «Почему я не такой как все?», «Почему мои братья, сестры или соседские ребята могут ходить на дискотеку, а я нет?».

Хорошо если ребенка принимают в компанию, если у него от природы боевой характер, есть мотивация, он не боится общаться со зрячими сверстниками. Но так происходит не всегда. Незрячий подросток может остаться один на один с мыслью, которая его гложет, и прийти к мысли, что кто-то должен быть нести ответственность за все с ним случившееся. «Я родился таким, а кто в этом виноват?» В этот момент ребенок может проецировать свои чувства на родителей: винить их.

Некоторые подростки боятся говорить родителям, о чем переживают. Сами родители при этом не беспокоятся, считая, что делают для ребенка все нужное, заботятся о нем — хотя могут не понимать, что на самом деле творится в душе подростка.

Сложнее для родителей ситуация, когда ребенок спрашивает: «Почему я родился таким?»

Важно сформулировать грамотный ответ на такой вопрос. Если ответить подростку, что он родился недоношенным или ослеп из-за генетического заболевания, есть риск усугубить ситуацию. Подросток начнет копать глубже. Он может рассуждать приблизительно так: «Если я родился недоношенным, значит, мама что-то делала такое, что не позволило ей доходить беременность. Мама виновата», «Зачем вы меня родили, если знали, что я буду слепым?»

По мнению Альбины Вильсуровны, это довольно сложная ситуация, и ее обязательно нужно освещать. Многие родители проходят через подобное, но не все находят, что ответить ребенку — и впадают в ступор.

Важно наблюдать за ребенком. Если он замкнулся в себе, стал холоден, значит, он задумался, что-то его беспокоит. Родителям необходимо отследить схему поведения подростка, понять, как он к своей мысли пришел, какие выводы сделал, узнать, какие мысли его мучают. Не нужно при этом настаивать и требовать все рассказать. Нужно попытаться вывести ребенка на доверительную беседу, чтобы направить его мысли в более конструктивное направление.

«В моей практике был случай, — рассказывает Альбина Вильсуровна, — когда девочка-подросток так и не поняла, что родители совершенно не виноваты в том, что она родилась слабовидящей. Причиной проблем со зрением стало генетическое заболевание, о котором родители даже и не подозревали. Многие годы она обвиняла родителей в том, что они родили калеку. И хотя эта девочка видела достаточно хорошо (около 0,04%), она всегда старалась демонстрировать, что она не видит, нарочно все пачкала, могла уронить вещь и не подобрать ее и прочее. Вот такая вот месть близким».

Зрячий ребенок у незрячих родителей

На фото: Альбина Саматова с сыном Артуром в Казани

Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный летний день. Молодая женщина и мальчик-подросток сидят на фигурной деревянной скамейке с коваными подлокотниками, держатся за руки. Это Альбина Саматова и ее сын Артур. Между ними к спинке скамейки прикреплено деревянное сердце с надписью «Скамейка счастья». У Альбины — рыжие волосы до плеч, мягкие черты лица, расфокусированный взгляд. На ней — синее платье и бежевая куртка. У Артура — русые волосы с косой челкой и миндалевидный разрез глаз. На нем — голубая толстовка и черные штаны.

«У незрячих родителей в большинстве случаев рождаются зрячие дети, — рассказывает Альбина Вильсуровна. — Благодаря медицине некоторые врожденные заболевания, например, катаракта, сейчас успешно лечатся. Но по-прежнему незрячие родители волнуются о том, чтобы их ребенок родился здоровым. Для них это очень важный вопрос, так как человек, не понаслышке знающий, что такое слепота, ни за что в жизни не пожелает такое своему ребенку».

Как пояснила Альбина Вильсуровна, далее наступает второй волнительный этап — родители с тревогой ожидают, когда врачи скажут, что все нормально, их ребенок — зрячий. Тут родители выдыхают. Первый год жизни ребенка проходит в обычных заботах о малыше. У незрячих есть, конечно, свои сложности, но пока ребенок не начал ходить, его всегда можно тактильно осмотреть и провести все необходимые гигиенические процедуры, вовремя найти, ведь он лежит в кроватке или коляске.

Первая серьезная проблема у незрячих родителей начинается тогда, когда они приводят ребенка в детский сад. Естественно, другие дети начинают задавать вопросы своим родителям, ребенку незрячих родителей.

«Вот здесь важно не упустить момент. Некорректное поведение незрячих родителей в данной ситуации может привести к тому, что у ребенка в три-четыре года может начаться неприятие собственных родителей, потому что они не такие, как другие, — поясняет Альбина Вильсуровна. — Зачастую над ребенком смеются дети, ведь у него слепые родители. Кроме того, у некоторых детей и взрослых слепота ассоциируется чуть ли не с умственной отсталостью. Помимо этого, сложно предугадать, что другим детям рассказывают их родители, что отвечают на их вопросы. Поэтому этот период очень сложно пережить».

Приблизительно до пяти лет незрячим родителям нужно внимательно наблюдать за своим ребенком, за его реакцией на вопросы окружающих о слепоте его папы и мамы, расспрашивать его о каждом дне, проведенном в детском саду. Где-то годам к пяти-шести ажиотаж по поводу слепоты стихает. Белая трость уже перестает быть красной тряпкой.

«Я сама являюсь незрячей мамой, — рассказывает Альбина Вильсуровна. — Моему сыну Артуру сейчас 16 лет, но он никогда не спрашивал нас с мужем, что это такое слепота и как это — не видеть. С раннего возраста он все приносил мне в руки. Если ему что-то нужно было показать, он вел меня к интересующему его предмету и клал мою руку на эту вещь. Помню, когда ему было два года, я читала ему книжку по Брайлю, а он держал в ручках ее зрячий аналог. Я, например, читаю ему стихотворение про медвежонка. Артур находит картинку медведя в книге, берет мою руку и кладет на изображение. Откуда дети это знают, мне сложно сказать. Это на самом деле трогательно до слез. И как это происходит — этого механизма я до сих пор понять не могу».

Артур научился адекватно воспринимать своих родителей благодаря тому, что тема слепоты в семье не является закрытой. Он с ранних лет слышал, что бывают заболевания, которые могут привести к слепоте. Кроме того, Артур вместе с мамой часто посещал различные мероприятия, проходившие в Центре ранней интервенции. На этих мероприятиях он видел других незрячих детей, научился с ними общаться, помогать им.

Альбина Вильсуровна убеждена, что знакомство с другими незрячими детьми и взрослыми на самом деле играет важную позитивную роль. Многие незрячие прячут от ребенка своих слепых друзей, боятся что это негативно повлияет на детскую нервную систему. А на самом деле ребенок абсолютно нормально все это воспринимает, и его нервная система ничуть не страдает. Не нужно изолировать ребенка от своего незрячего окружения! Это большая ошибка! В противном случае ребенок будет стесняться своих слепых родителей, некомфортно чувствовать себя в их обществе, избегать незрячих, брезговать ими.

Когда в семье незрячих людей рождается слепой ребенок, родители быстро ориентируются в ситуации, так как она близка им самим. А что делать, если детей трое, и все — зрячие?

Тифлокомментарий: цветная фотография. Жилая комната с бежевыми обоями. У стены, разрисованной фломастерами, стоит высокий русый мужчина в обнимку с тремя детьми. Это Михаил Селезнев, его дочки Олеся и Алиса и сын Владимир. На Михаиле — белая майка и штаны, на Олесе — серебристое платье, в руке золотистый веер, на Владимире — белая рубашка, на Алисе — пышное фиолетовое платьице. На стене висят бумажная восьмиконечная звезда и черный рюкзак.

Михаил и Анастасия Селезневы — незрячая пара, воспитывающая троих детей. Одиннадцатилетняя Олеся — слабовидящая девочка, учится в спецшколе. Пятилетний Владимир и трехлетняя Алиса ходят в обычный детский сад.

«Мои дети никогда не спрашивали меня, почему я не вижу, — рассказывает Михаил. — Но, помню, когда я забирал Олесю из детского сада, дети подходили и спрашивали: „Дядя, а что это с тобой?“ В таком случае старшая дочь прямо им объясняла: „У меня папа не видит“. И как-то на этом вопросы заканчивались».

Дети Михаила и Анастасии стали настоящими помощниками в быту. Даже трехлетняя Алиса уже называет цвета предметов, которые видит на пути, комментируя то, что происходит вокруг.

Обучение тонкостям общения с незрячими людьми дети пары усвоили довольно быстро. Достаточно было лишь попросить, чтобы ребенок положил в руку то, что хочет показать — в дальнейшем это стало нормой.

«Своей старшей дочери я всегда говорю, что ты моя надежда, давай ты мне будешь помогать, — продолжает Михаил. — Супруга также старается вовлекать детей в социально-бытовые дела, приучает их к тому, что они — наши помощники. Мы очень рано стали заниматься со старшей дочерью, потому что это было для нас необходимо. В результате в три года она уже называла цифры. Если мы приходили в поликлинику, например, ребенок легко мог прочитать номер кабинета».

Ребята не стесняются своих родителей, а к трости, по словам Михаила, даже ревнуют.

«Однажды я с ребенком собрался пройтись по улице и по привычке достал свою трость, — вспоминает Михаил. — Ребенок меня спрашивает: „Зачем трость?“ Я поясняю, что ты же знаешь, трость — это мои глаза. На что получил исчерпывающий ответ: „Но я же тебе помогаю! Я же лучше, чем трость!“»

Конечно же, дети иногда пользуются тем, что их родители не видят, и немного хитрят. Но бывают моменты, когда они друг другу делают замечание, если кто-то из них ведет себя некрасиво.

«Основной борец за справедливость у нас — это младшая, — рассказывает Михаил. — Она абсолютно спокойно может подойти к старшей и сказать: «Олеся, как тебе не стыдно!»

Дети родителей с нарушением зрения интуитивно чувствуют, что их папа или мама нуждается в помощи. Кажется, что они быстрее взрослеют, потому что им приходится по-взрослому оценивать ситуацию.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Темноволосый мужчина в джинсовой рубашке держит на руках девочку в розовой футболке. Это Владимир Худяков и его дочка Виктория. Она обнимает папу за шею, прижимается щекой к его виску, улыбается. Ее русые волосы закручены в небрежный высокий пучок, боковые пряди собраны заколкой в виде белой розочки.

«Однажды мы с дочкой пошли в зоопарк, — рассказывает Владимир Худяков, папа семилетней Виктории. — Ребенку тогда было три с половиной года. Мы шли с ней за руку, ей нравилось водить меня, как помощнице. Соответственно, трость у меня была убрана. В зоопарке мы подошли к павильону с обезьянами, белками и прочими животными. Дочка спросила меня, что это за животные, но я не смог прочитать, что написано на табличке. Я обратился за помощью к случайному мужчине».

В результате на Владимира обрушился шквал нецензурной лексики. Мужчина кричал, что он приходит в зоопарк не для того, чтобы читать кому-то таблички. Конечно, нашлись люди, которые объяснили ребенку, что за животных она видит. Но на выходе из зоопарка Вика заявила папе, что теперь она сама научится читать, чтобы никакой дядя больше на него не кричал. Как только появилась возможность, ребенка записали на соответствующие курсы, и девочка стала учиться читать и писать, чтобы у папы больше не было проблем.

«Потом Вика спросила меня, почему, например, бабушка плохо видит, но она носит очки, а я их не ношу? — вспоминает Владимир. — Пришлось объяснить ребенку, что есть такие заболевания глаз, где очки не помогают. Непринужденно беседуя со мной, дочка стала спрашивать, что я могу видеть, что нет. Так уже в четыре года на прогулках она стала обводить меня вокруг луж, предупреждать, где ступеньки».

Как пояснил Владимир, с детьми о зрении и слепоте говорить очень важно. Сейчас во многих регионах проводят уроки доброты, которые проходят с собаками-проводниками, кроме того, существуют проекты, где дети через собственные ощущения, рефлексию узнают, что такое — быть незрячим. Те дети, которым дают информацию о слепоте, которым рассказывают, что существуют люди с нарушением зрения, потом проще налаживают общение с теми, кто не видит.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Силуэт семьи из четырех человек на фоне сумеречного синего неба с золотистым отблеском заката. Женщина держит на руках младенца, мужчина — девочку лет пяти.

Рекомендации для зрячих и незрячих родителей

Из личного опыта автора

  • Во время ежедневных прогулок, общения, просмотров фильмов и чтения детских книжек, обратите внимание ребенка на то, что люди в принципе бывают разными — у них разный цвет волос, глаз, кожи, конституция тела, разное вкусы и взгляды на жизнь. Кому-то нравится синий цвет, а кому-то — красный. Кто-то любит слушать аудиокнижки, а кто-то обожает бумажные книги. Объясните, что это нормально, различий ни в коем случае нельзя стесняться.

  • Объясните ребенку, что у каждого человека есть свои слабые и сильные стороны. Ваш ребенок может уметь кататься на велосипеде, а соседский мальчик — делать только с помощью взрослых. Зато сосед умеет играть на музыкальных инструментах, а ваш ребенок — нет. Замечайте такие простые отличия, рассказывайте ребенку, что нет идеальных людей, что у всех есть свои особенности, свои ограниченные возможности. Понимание того, что отсутствие достижений в одной области может компенсироваться успехами в другой — хороший фундамент для понимания ребенком инвалидности. После усвоения базовых вещей ребенку проще будет осознать, что незрячий малыш, который не видит и, например, не может быстро бегать, при этом хорошо поет или знает наизусть много стихотворений. А незрячий ребенок получит представление о том, что будучи зрячим, можно, например, никогда не научиться играть в шахматы.

  • Попробуйте обсудить с ребенком тему несправедливости. Здесь отлично помогут фильмы, книги, мультфильмы, комиксы или даже реальные примеры из жизни. Покажите ребенку, что конкретного героя все не любят потому, что он отличается от других тем или этим. Во время бесед можно познакомить ребенка с новыми для него словами «инвалидность», «незрячий человек». Кроме того, с ребенком можно пофантазировать на тему вымышленного мира, в котором зрячий человек считался бы среди большинства незрячих людей человеком с инвалидностью. Пусть ребенок представит, как было бы сложно в такой ситуации зрячему человеку, например, прочесть текст, напечатанный незнакомым и непонятным ему шрифтом Брайля, перемещаться в темноте и так далее. При этом нужно пояснить, что инвалидность и болезнь — совершенно разные вещи.

  • Не пресекайте попытки ребенка поговорить о людях с инвалидностью. Если он увидел на улице незрячего человека, не шепчите на ухо, что этот человек — слепой. В таком случае у малыша сложится представление, что слепота — это настолько позорно, страшно и неправильно, что о ней можно разговаривать только шепотом. Просто объясните ребенку спокойно, что значит слепота. Для незрячего ребенка также будет полезным узнать о жизни людей с нарушением зрения и о том, что есть люди с другими видами инвалидности.

  • Объясните ребенку, почему нельзя шутить и смеяться над людьми с нарушением зрения. Спросите, понравилось бы ему, если бы смеялись над его маленьким ростом, конопушками или курносым носом?

  • Расскажите ребенку, что потерять зрение может каждый в любой момент жизни. Беседовать на эту тему нужно в том случае, если ребенок усвоил, что такое инвалидность, кто такие люди с инвалидностью и как себя нужно вести с такими людьми.

  • Не скрывайте инвалидность от ребенка. Если в семье есть люди с нарушением зрения, расскажите об этом ребенку. Он должен с раннего возраста понимать, что это такие же люди, как все. Общайтесь с незрячими и слабовидящими людьми, знакомьте с ними ребенка, пусть он воспринимает это как норму жизни. И не забывайте: воспитание ребенка проходит через подражание взрослым. Как в этом обществе будете вести себя вы сами, так будет вести себя и ваш ребенок.

Первую часть статьи можно прочитать по ссылке.