Куда пойти учиться: Российский государственный социальный университет

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Два малоэтажных современных здания серого цвета расположены рядом друг с другом. Входная группа одного из зданий оформлена продольными ступенями и шестью высокими колоннами. Над колоннами надпись: «Российский государственный социальный университет». Перед зданием скульптура синего цвета, образно изображающая маленького ребенка в окружении двух родителей.

Российский государственный социальный университет (РГСУ) — федеральный университетский комплекс социальной направленности. В нем ведется подготовка по 78 направлениям высшего образования и 10 специальностям среднего профессионального образования.

У университета есть спортивный комплекс с бассейном, общежитие, читальные залы и дворец культуры. А еще РГСУ одним из первых внедрил практику обучения студентов с инвалидностью по зрению.

Руководитель ресурсного учебно-методического центра по обучению людей с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья Светлана Валерьевна Панюкова рассказала «Особому взгляду» о том, как проходит обучение незрячих и слабовидящих студентов в РГСУ.

— На каких факультетах РГСУ могут обучаться студенты с инвалидностью по зрению и как проходит процесс их поступления в вуз?

— Студенты с инвалидностью по зрению могут обучаться на всех направлениях подготовки Российского государственного социального университета.

Ресурсный учебно-методический центр по обучению людей с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российском государственном социальном университете обеспечивает создание специальных условий доступности получения высшего образования, социокультурной реабилитации людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья и содействие в их трудоустройстве после завершения обучения.

В РГСУ для студентов с инвалидностью по зрению:

⎯ обеспечивается адресная социальная поддержка;

⎯ создаются условия для эффективного инклюзивного образования, социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройства и предпринимательской деятельности, снижения барьеров на пути к социализации;

⎯ психологи и профориентологи помогают обучающимся с нарушением зрения адаптироваться к образовательному процессу, раскрыть их индивидуально-личностные особенности, творческий и познавательный потенциал, оказывают помощь в профориентации и при построении индивидуальной образовательной и профессиональной траектории;

⎯ незрячие и слабовидящие студенты вовлекаются в разнообразные формы творческой, научной, спортивной, добровольческой и социальной деятельности.

Для сдачи вступительных испытаний абитуриенты с инвалидностью по зрению могут воспользоваться специальными условиями. К ним относятся: дополнительное время для сдачи вступительных испытаний; присутствие ассистента, который помогает зачитывать задания и переносить ответ в бланк ответов; задания, напечатанные увеличенным шрифтом; задания, напечатанные шрифтом Брайля; увеличительные устройства (карманные лупы, видеоувеличительные устройства).

Среди таких специальных условий особой популярностью у незрячих абитуриентов пользуются дополнительное время для сдачи экзаменов и присутствие ассистента.

— Как построен процесс обучения незрячих и слабовидящих студентов?

Обучение происходит по инклюзивной модели. Студенты с инвалидностью обучаются в общих группах совместно со студентами без физических ограничений.

В Центре коллективного пользования РУМЦ студенты с инвалидностью по зрению могут использовать специализированное оборудование:

1. Информационный терминал, который предназначен для получения общей информации об учебном заведении, включая расписание занятий, преподавательский состав вуза, события и мероприятия и т. д. Устройство обладает мультимедийном интерфейсом и возможностью адаптации под конкретные требования пользователя. При нарушениях зрения увеличивается шрифт и размер данных.

2. Компьютерный комплекс для студентов со зрительными расстройствами. Практическая апробация в учебном процессе данного комплекса предоставляет учащемуся возможности необходимого уровня увеличения текстов различных документов, оптимальный для студента уровень контрастности и яркости документа, удобную и быструю навигацию по документу, распознавание и чтение текста в системном режиме.

3. Электронные видеоувеличители либо очки. Необходимы для людей, испытывающих зрительные проблемы и умеющих диапазон остроты зрения от 0,01 до 0,1. Такие очки позволяют эффективно работать с текстом и включаться в решение различных академических задач.

4. Набор принадлежностей для письма шрифтом Брайля, который позволяет учащимся с глубоким нарушением зрения полноценно участвовать в академической и социальной жизни инклюзивных группы.

5. Устройство для воспроизведения обучающих аудиопособий, необходимых студентам с нарушением зрения для освоения образовательной программы.

6. Портативный дисплей-клавиатура Брайля. Предназначен для персонального пользования компьютером незрячими людьми, владеющими шрифтом Брайля. Дисплей Брайля дает возможность незрячим учащимся полностью самостоятельно управлять компьютером на своем учебном месте без синтеза речи.

Все эти тифлотехнические средства помогают в учебном процессе людям без остаточного зрения и людям с остаточным зрением. Одни из них усиливают остаточное зрение, а другие — преобразуют визуальную информацию в аудио и тактильные сигналы.

Обучение людей с инвалидностью по зрению в РГСУ основано на создании следующих специальных условий для обучения:

1. Использование индивидуального подхода в обучении. Это значит, что при работе с каждым учащимся учитываются его физические возможности (в данном случае зрения) и особенности личности.

2. Применение специальных учебно-методических и дидактических материалов в ходе обучения. Важно, что при этом особое внимание уделяется студентам, зрение которых ухудшается во время обучения в университете и которым требуется поддержка при адаптации к новым условиям, а также обучение использованию специальных учебно-методических средств.

3. Организация специального психолого-педагогического сопровождения, где ключевым пунктом является проведение развивающих реабилитационных занятий с целью развития у студентов с нарушением зрения навыков социально- бытовой ориентировки. Это помогает незрячим и слабовидящим студентам быть самостоятельными и успешными как во время обучения в вузе, так и в период их дальнейшей профессиональной деятельности.

4. Работа с семьей и ближайшим социальным окружением студента с нарушением зрения. Включает в себя проведение серии социально-психологических занятий по работе с родителями учащегося с инвалидностью для того, чтобы помочь им грамотно мотивировать и поддерживать его в обучении и при трудоустройстве.

При обучении студентов с инвалидностью по зрению используются специальные методы обучения.

Метод проектов основан на организации коллективной исследовательской деятельности с разделением ролей и обязанностей, организации взаимопомощи и поддержки незрячих студентов со стороны студентов без инвалидности или ассистента. Этот метод позволяет студенту с нарушением зрения справляться с любыми заданиями.

Поисковые методы обучения помогают развить активность незрячих и слабовидящих студентов и определить наиболее важную часть обучающего материала, который поможет им в процессе дальнейшего трудоустройства.

Метод «равный — равному» позволяет привлечь сокурсников студента с инвалидностью по зрению для коллективного решения возникающих проблем. Этот метод вносит в процесс обучения и взаимодействия студентов элементы позитивной состязательности.

Тренировочные методы обучения основаны на повторении и сознательном закреплении учебного материала и получаемых навыков, умений и навыков незрячих и слабовидящих студентов.

Рефлексивные методы обучения основаны на комплексных оценках и на самооценке учащегося с инвалидностью по зрению. При оценке его знаний университет старается учитывать его индивидуальные достижения. На этом же методе основано ведение портфолио студента с инвалидностью по зрению, сбор информации об его успехах и достижениях, наиболее удачных работах и проблемных зонах.

Развивающие методы обучения ориентированы на развитие у студента памяти, внимания, мышления.

Дискуссионные методы обучения помогают преодолеть инертность и инфантильность, которые свойственны некоторым людям с нарушением зрения. Этот метод помогает им развивать память, использовать в речи описательные элементы, вести дискуссию.

Тифлокомментарий: черно-белая фотография. В просторном зале группа людей слушает лекцию. На фоне проекционной доски лектор жестом приглашает к дискуссии молодого человека, поднявшего руку.

Словесные методы, к которым относятся лекции, объяснения, беседы, проводятся с учетом возможностей восприятия информации людьми с нарушением зрения.

— РГСУ поддерживает физическую активность своих студентов. Касается ли это направление деятельности университета и студентов с нарушением зрения?

— В Российском государственном социальном университете работает Спортивный клуб РГСУ, цель которого — развитие и популяризация спорта, создание условий обучающимся и работникам РГСУ для занятий физическими упражнениями и спортом.

Также стоит отметить, что в РГСУ хорошо развит спорт. В частности, спорт для студентов с инвалидностью. Сборная команда РГСУ по мини-футболу 5×5 (спорт слепых B1) становилась неоднократным победителем всероссийских и международных соревнований. При этом стать членом сборной может каждый студент, имеющий нарушение зрения. Главное — желание.

Содействие здоровому образу жизни молодежи с инвалидностью по зрению реализуется в РГСУ через:

⎯ привлечению их к пропаганде здорового образа жизни, вовлечение в регулярные занятия физической культурой и спортом, в том числе техническими видами спорта;

⎯ развитие студенческого спорта и совершенствование системы студенческих соревнований;

⎯ реализацию проектов в области физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, связанных с популяризацией здорового образа жизни, спорта, а также с созданием положительного образа молодежи с инвалидностью, ведущей здоровый образ жизни;

⎯ создание условий для занятия спортом людей с ограниченными возможностями здоровья;

⎯ проведение ежегодной диспансеризации студентов, а также организация оздоровления и санаторно-курортного отдыха.

— Как строится процесс общения студентов с инвалидностью по зрению с учащимися без физических ограничений?

— Общение между незрячими и зрячими студентами с инвалидностью и студентами без инвалидности складывается, но все зависит от самого учащегося — как от зрячего, так и от незрячего. Если незрячий студент идет на контакт, то и его зрячие однокурсники тоже пойдут на контакт с ним. Студенческая среда в университете располагает к тому, чтобы найти себе друзей как среди зрячих студентов, так и среди незрячих.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Группа людей сидит на стульях, расположенных прямыми рядами. Некоторые из них делают записи в своих блокнотах и тетрадях.

— Есть ли в университете общежитие и могут ли незрячие студенты проживать в нем?

У всех иногородних студентов с ОВЗ есть возможность проживать в общежитии, где обеспечены условия для проживания людей с инвалидностью по зрению.

— Какую помощь РГСУ оказывает в процессе трудоустройства выпускников с нарушением зрения и как в дальнейшем может сложиться их профессиональная деятельность?

— В университете функционирует Центр содействия трудоустройству (ЦСТ).

Помощь в трудоустройстве проводится в течение всего срока обучения, начиная с момента поиска мест прохождения практик, и завершается послевузовским сопровождением выпускников. Центр содействия трудоустройству собирает у себя вакансии для трудоустройства студентов, в том числе и студентов с инвалидностью. Университет сотрудничает с различными общественными организациями, которые занимаются трудоустройством людей с инвалидностью. Факультеты активно собирают профильные вакансии для трудоустройства по специальности.

Специалисты в области профориентации подбирают профессии для людей с инвалидностью по зрению с учетом следующих требований:

1. Профессии должны быть безвредными и безопасными, по возможности способствовать восстановлению или компенсации нарушенных функций;

2. Незрячий человек должен быть пригоден к работе в рекомендуемых ему профессиях, качественно, эффективно и в полном объеме выполнять должностные и функциональные обязанности, быть конкурентоспособным в данной профессии на рынке труда;

3. Профессии должны отвечать склонностям и желаниям человека с инвалидностью по зрению обучаться и в них работать;

4. Рекомендуемые профессии должны наиболее полно соответствовать уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки. Незрячего человека, его профессиональному опыту, знаниям, сформированному рабочему стереотипу, быть перспективными для квалификационного роста;

5. В рекомендуемых профессиях должны быть реальные возможности для трудоустройства людей с инвалидностью по зрению.

Профессиональное развитие молодых специалистов с нарушением зрения происходит благодаря проведению комплекса мероприятий по обучению незрячих и слабовидящих студентов навыкам рационального поведения на рынке труда и построению карьеры.

В университете обеспечивается организация практик и совместных стажерских программ с компаниями-партнерами и активное участие работодателей в образовательном процессе и оценке качества образования. Планируется организация деятельности студенческих строительных и педагогических отрядов.

Особое внимание уделяется развитию партнерских отношений, направленных на решение комплекса вопросов, связанных с трудоустройством выпускников, с инвалидностью по зрению, их профессиональным становлением, профессиональным и карьерным ростом, взаимодействию РГСУ с региональными Центрами опережающей профессиональной подготовки.

Университетом проводятся мероприятия по продвижению студенческих проектов через специализированные выставочно-ярмарочные мероприятия, участие в дискуссиях, презентациях, мастер-классах, экспертных stand up в Инновационном центре «Технопарк Сколково», в проекте «Академия наставников» фонда «Сколково».

Ведется работа по организации юридически значимого документооборота по организации практик и стажировок на базе общероссийской базы вакансий «Работа в России». В рамках внедрения данного сервиса будет расширен функционал электронного портфолио обучающихся, проведена интеграция данного портального решения с открытой частью социальной сети ОБВ «Работа в России» SkillsNet.ru на основе профилей студентов в автоматизированном режиме будут создаваться резюме. Данный сервис направлен на обеспечение доступности и прозрачности данных о достижениях обучающихся для работодателей.

Планируется формирование индивидуальных портфолио студентов с инвалидностью на платформе «Современная цифровая образовательная среда», в том числе за счет использования набора сервисных и интеграционных решений.

Наиболее успешным примером обучения и самореализации незрячего студента на сегодняшний день является Андрей Куклин. Молодой человек закончил колледж РГСУ, поступил на бакалавриат на направление «адаптивная физическая культура», является мастером спорта, членом сборной РГСУ и сборной России по мини-футболу B1 5×5.

Андрей ведет свой блог, на который подписано более 150 тысяч человек. В своих видео он рассказывает о жизни незрячих футболистов. Некоторые его видео набирают по несколько миллионов просмотров, а недавно молодой человек стал финалистом шоу талантов на телеканале «Пятница».