В ИТМО открыли магистратуру для незрячих программистов. 10 вопросов университету от потенциального абитуриента

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Главный вход в здание ИТМО. Проходная зона выполнена из панорамных окон и красного кирпича. Она ведет в основное здание, состоящее из пяти этажей. Рядом с проходной многолетние ели.

Университет ИТМО в Санкт-Петербурге в 2023 году открыл набор на магистерскую программу «Программирование для незрячих и слабовидящих». На ней будут готовить IT-специалистов, которые смогут разрабатывать доступные незрячим пользователям продукты.

Руководитель программы Дмитрий Муромцев в преддверии старта приемной кампании ответил на 10 вопросов о поступлении, которые ему задала потенциальная абитуриентка — корреспондентка «Особого взгляда» Юлия Пугачева.

Вопрос 1. Как появилась идея создать программу для людей с инвалидностью по зрению?

«Идея запустить программу для людей с инвалидностью по зрению для нас самих оказалась достаточно внезапной.

Все началось с того, что к нам поступили несколько незрячих студентов. И мы обнаружили, что работать с этими ребятами очень приятно. Они оказались достаточно мотивированными. У них есть четкое понимание того, чего они хотят добиться. При этом эти ребята на равных конкурируют со студентами, не имеющими ограничений по зрению.

Поработав с такими студентами, мы подумали, почему бы не создать образовательную программу, которая полностью будет посвящена работе с людьми с инвалидностью по зрению? При этом это не реабилитационная программа, а самая обычная программа подготовки программистов, но с учетом потребностей и особенностей людей, которые не могут видеть».

Вопрос 2. Кого вы ждете в магистратуре? Должен ли у абитуриента быть опыт в программировании?

«Приемная кампания сейчас в самом разгаре, и у нас уже есть некоторое количество желающих поступить на нашу программу. И это самые разные люди с самым разным бэкграундом. Есть как вчерашние студенты, так и уже вполне взрослые специалисты, которые хотят улучшить свои знания в области программирования. У каждого из них есть какой-то жизненный и профессиональный опыт. А самое главное — есть желание учиться. Несмотря на то, что в основном программа ориентирована на подготовку людей, которые по тем или иным причинам имеют ограничения по зрению.

На нашей программе мы также готовы принять и студентов, которые не имеют таких проблем, но хотят лучше познакомиться с потребностями незрячих при работе с информационными системами и программным обеспечением, а также лучше разобраться в ассистивных технологиях».

Тифлокомментарий: коллаж. На голубой фоне синяя полоска и надпись: «Первая в России магистерская программа „Программирование для незрячих и слабовидящих“». В правом верхнем углу цветная фотография: юноша за белым столом перед раскрытым ноутбуком. На нем темный костюм, объемные наушники и темные очки.

Вопрос 3. Я гуманитарий, но интересуюсь новейшими технологиями. Рассматриваю перспективы применения их в профессии и жизни. Могут ли к вам поступать такие абитуриенты, как я?

«Да, конечно, мы открыты для всех тех, кто хочет учиться программированию. При этом все-таки магистратура это не курсы повышения квалификации, и мы предполагаем, что какой-то базовый уровень подготовки у поступающих к нам абитуриентов уже есть. Сейчас мы проводим консультации, где даем материалы для самоподготовки. Если желающий поступить на программу не чувствует уверенности, то у него есть возможность сориентироваться и чуть подтянуть свои знания. Это делается для того, чтобы овладение программой во время обучения в магистратуре не составляло для студентов непреодолимых препятствий. Но если к нам придет совершенно неподготовленный студент, который никогда не программировал, то, конечно, ему будет очень непросто.

Справедливости ради хочется отметить, что сейчас людей, которые ничего не знают про компьютеры, очень мало. Уровень компьютерной грамотности среди гуманитариев и среди людей, которые занимаются искусством, достаточно высок».

Вопрос 4. Какие специальности будут осваивать магистранты, будут ли они взаимодействовать с работодателями? С какими компаниями программа магистратуры заключила партнерские отношения?

«Мы планируем познакомить ребят с основами программирования, веб-технологиями, базами данных, методологией программной инженерии, а также, что самое главное, ассистивными технологиями для незрячих и слабовидящих. Предполагается, что наши студенты будут в качестве практики делать какие-либо проекты по повышению доступности тех или иных программных систем.

Сейчас мы активно формируем партнерскую сеть. Работать с нами выразил желание ряд организаций и компаний. Мы активно ведем переговоры и скоро надеемся опубликовать информацию о наших партнерах на сайте».

Вопрос 5. Как будет организован процесс обучения для людей с инвалидностью по зрению?

«Как я уже сказал, наша программа не является реабилитационной. Когда наши выпускники придут на рабочие места, то для них, как правило, не будут создаваться какие-то особенные условия. Они будут конкурировать на равных со всеми остальными.

Поэтому мы хотели бы создать в обучении те же самые условия, что будут и на рабочем месте в действительности. Разве что планируем применять несколько вспомогательных программ — так называемых скринридеров. Программистам дополнительного оборудования не нужно, чтобы работать.

Но все-таки есть ограничения, которые мы должны учитывать. Они главным образом касаются проживания в общежитии, доступа в университет и ряда других особенностей. Этим вопросам мы также уделяем внимание».

Вопрос 6. Какой состав преподавателей программы и имеется ли у них специальная подготовка?

«В команде преподавателей есть как те, кто уже имеет опыт работы с людьми с инвалидностью по зрению, так и преподаватели, ранее не работавшие с данной целевой аудиторией обучающихся. Мы надеемся, что такая смешанная команда сможет достичь определенных успехов в преподавании. Кроме того, сейчас наши преподаватели проходят повышение квалификации, где изучают вопросы взаимодействия с незрячими и слабовидящими».

Вопрос 7. Сколько будет учебных групп? Планируется ли разделение между группами по инвалидности?

«Начнем мы с одной группы, 16 бюджетных мест, дальше будем смотреть, как программа будет развиваться. Мы надеемся, что в будущем востребованность такой программы будет высокой, так как фактически никто сейчас не готовит специалистов в области повышения доступности информационных программных систем. А спрос на такие решения очень высокий, так как слабовидящие и незрячие являются пользователями тех же мобильных приложений и веб-сайтов, что и все остальные пользователи».

Тифлокомментарий: цветная иллюстрация. Девушка с длинными темными волосами и челкой в темных очках. У нее зеленая помада, в ушах — золотые серьги-кольца. Девушка одета в белую футболку с надписью: «ИТМО». В руках держит раскрытый ноутбук, на экране которого изображена улыбающаяся рожица. У ноутбука есть рука, она указывает на всплывающий над монитором значок в виде пламени.

Вопрос 8. Возможна ли дистанционная форма обучения? Если нет, то как будет организована жизнь иногородних студентов?

«Программа обучения имеет смешанный формат, то есть часть обучения будет вестись в дистанционной форме, а часть будет предполагать очную форму. Из опыта работы с людьми с инвалидностью, мы знаем, что есть объективные сложности, связанные с переездом. Часто ребятам нужен сопровождающий. Все эти организационные вопросы могут занять длительное время, поэтому мы готовы в этих ситуациях идти навстречу и помогать».

Вопрос 9. Какое конкурентное преимущество будут иметь выпускники данной магистерской программы на рынке?

«Самое главное конкурентное преимущество заключается в особенностях восприятия окружающего мира. Никто, кроме людей с инвалидностью по зрению, не разработает лучшее решение по повышению доступности, чем они сами. Мы надеемся, что наши выпускники будут обладать конкурентным преимуществом и смогут строить успешную карьеру в самых различных компаниях».

Вопрос 10. Наверное, один из самых важных вопросов: какие варианты есть для поступления и как подготовиться?

«Кроме традиционных вступительных экзаменов, в нашем университете проводится ряд конкурсов, которые позволяют поступить досрочно. Это и конкурс-хакатон, и конкурсы программно-аппаратных проектов. Информацию об этих конкурсах можно узнать на сайте вступительной программы нашего университета. Достаточно перейти на страницу нашей образовательной программы, чтобы подробно ознакомиться со всей информацией.

Ребята, поступающие в рамках конкурса, зачисляются досрочно. А для тех, кто решит сдавать экзамен, мы сейчас проводим консультации по блокам вопросов для вступительных испытаний. Также специально для поступающих на нашу программу есть группа в Telegram».