Куда пойти учиться: Новосибирский государственный технический университет

Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный осенний день. С высоты птичьего полета – вид на П-образное шестиэтажное красное здание с серебристой крышей. Это главный корпус Новосибирского государственного технического университета НЭТИ. Вокруг здания расположены сквер, высокие деревья с разноцветными кронами и многоэтажные жилые дома.

Новосибирский государственный технический университет НЭТИ является одним из ведущих технических вузов Сибирского федерального округа. Его студенты обучаются по образовательным программам, связанным с информационными технологиями, физико-математическими науками, электроникой и радиотехникой, социальными и гуманитарными науками. В числе студентов НГТУ есть и люди с нарушением зрения.

О том, как проходит их обучение, «Особому взгляду» рассказала руководитель Центра инклюзивного сопровождения Валерия Дегтярева.

Направления обучения

Студенты НГТУ НЭТИ могут обучаться по системе среднего профессионального и высшего образования. Сегодня вуз выпускает не только инженеров-механиков, самолетостроителей, энергетиков, конструкторов радиоэлектронной аппаратуры, но и юристов, экономистов, специалистов по социальной работе и конфликтологов, психологов, журналистов и многих других.

«По опыту незрячие и слабовидящие молодые люди чаще всего выбирают факультет гуманитарного образования и институт социальных технологий, — сказала Валерия Дегтярева. — Они осваивают специальности, связанные с филологией, психологией, журналистикой, педагогикой, социальной работой».

Незрячий Даниил Соколкин учится в НГТУ НЭТИ на факультете гуманитарного образования.

«Для получения высшего образования я выбрал НГТУ по двум причинам, — рассказал он. — Во-первых, НГТУ — один из ведущих вузов страны. Во-вторых, среднее профессиональное образование я получал тоже при НГТУ. Колледж я окончил по специальности „педагог дополнительного образования“, а сейчас учусь на факультете гуманитарного образования по специальности „психология управления и коучинг“».

Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный зимний день. Аллея из высоких заснеженных елей ведет к центральному входу главного красного корпуса НГТУ НЭТИ. Над бежевыми дверьми — белая надпись с названием учебного заведения. На белой мраморной П-образной арке, обрамляющей вход, написан год основания университета — 1950-й.

Поступление

Абитуриенты с нарушением зрения, сдавшие ЕГЭ, могут быть зачислены по его результатам. Если незрячие и слабовидящие люди не сдавали ЕГЭ, они имеют возможность поступить в вуз после сдачи вступительных испытаний по его материалам.

«Абитуриенты с инвалидностью могут быть зачислены в университет в рамках особой квоты, — объяснила Валерия Дегтярева. — Если поступает несколько человек с инвалидностью на один факультет, то квотируемое место займет тот, у кого баллы ЕГЭ или сумма баллов по результатам проведенных в вузе экзаменов выше».

Во время сдачи вступительных испытаний незрячий абитуриент может воспользоваться помощью ассистента. Он помогает ему заполнить документы, читает экзаменационные тексты и записывает под его диктовку ответы. Помощник знакомит незрячего абитуриента с территорией кампуса, помогает ему изучить основные маршруты следования и корпус, где будут проходить экзамены.

Доступность образовательного процесса

При НГТУ НЭТИ созданы Центр инклюзивного сопровождения и Ресурсный учебно-методический центр (РУМЦ). Центр инклюзивного сопровождения обеспечивает условия доступности образовательного процесса для людей с разной формой инвалидности в системе среднего профессионального и высшего образования НГТУ.

Сотрудники центра помогают незрячим и слабовидящим людям решать любые проблемы, возникающие у них во время обучения. После зачисления на первый курс вуза они предлагают им заполнить специальную форму и описать свои потребности, которые могут возникнуть в процессе обучения. Основываясь на полученной информации, специалисты Центра инклюзивного сопровождения создадут условия, при которых незрячий студент сможет наиболее эффективно учиться.

Сотрудники РУМЦ работают над продвижением принципов инклюзивного образования. Они поддерживают и развивают партнерские связи с 30 вузами СФО, делятся с ними успешными практиками обучения студентов с разными формами инвалидности.

«Задача нашего РУМЦ — создать партнерскую сетку и подключить масштабирование инклюзивных практик в работе с разными студентами, в том числе с незрячими», — объяснила Валерия Дегтярева.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Ярко освещенный выставочный зал с серыми стенами заполнен людьми в повседневных одеждах. Вдоль стен стоят разноцветные баннеры с логотипами разных программ и столы их представителей. На дальней стене висит экран для проектора. На нем красная заставка с белой надписью «Партнеры НГТУ. 24».

Доступная среда

Студенческий городок насчитывает 25 зданий, в числе которых учебные и административные корпуса, общежитие, центр культуры и спортивные сооружения. Они расположены на близком расстоянии друг от друга, на каждом из них есть информационная табличка. В корпусах, где обучаются студенты с инвалидностью, есть мнемосхемы, пиктограммы, направляющие линии, желтые маркировки на стеклянных дверях, перегородках для людей со слабым зрением. На дверях многих кабинетов и санитарно-гигиенических комнат размещены таблички с надписями, выполненными шрифтом Брайля.

Собаки-проводники имеют возможность сопровождать своего незрячего хозяина на территории всех зданий кампуса.

«В компьютерных классах есть компьютеры с программами экранного доступа, — продолжила Валерия Дегтярева. — Незрячие и слабовидящие студенты могут пользоваться дисплеями Брайля, распечатывать материалы на специальном принтере шрифтом Брайля, читать материалы в электронных форматах, брать во временное пользование диктофоны».

Студенты с нарушением зрения всегда могут обратиться за помощью в Центр инклюзивного сопровождения. К примеру, им надо помочь выучить маршрут на территории кампуса или найти учебный материал, им будет назначен ассистивный помощник или доброволец волонтерского корпуса НГТУ.

«Процесс обучения для меня доступен, — рассказал незрячий Даниил Соколкин. — Я хорошо слышу и понимаю, что происходит в аудитории. Лекции преподавателей я конспектирую на ноутбуке. Литературу для подготовки к занятиям использую в электронных форматах. Из технических средств использую ноутбук, планшет, мобильный телефон и сканер. Если я не нахожу нужные мне материалы в электронных форматах, то сканирую и распознаю их плоскопечатные варианты. Если преподаватели просят сдать работы в письменном виде, то я пишу их на компьютере и затем распечатываю на принтере. Дисплей Брайля у меня есть, но в процессе учебы я его не использую».

Общежитие

Студенты с инвалидностью по зрению могут проживать в студенческом общежитии, которое находится рядом с учебными корпусами. По словам Валерии Дегтяревой, при строительстве нового здания общежития были учтены потребности людей с разными формами инвалидности. Студенты с нарушением зрения проживают в двухместных комнатах, свободно пользуются общей кухней и комнатами для самоподготовки. Продуктовые магазины находятся недалеко от общежития, незрячие студенты могут самостоятельно посещать их и делать покупки.

Преподаватели и студенты

«Отношения между преподавателями и незрячими студентами складываются хорошие, — сказала Валерия Дегтярева. — Педагоги понимают потребности студентов с нарушением зрения, некоторые из них даже овладели шрифтом Брайля, чтобы проверять их письменные работы. Правда, был и другой случай: незрячая студентка сдала преподавателю работу, написанную шрифтом Брайля, а он не смог ее проверить. После этого мы договорились с ней о том, что она будет устно сдавать его предмет. Права преподавателей тоже не должны нарушаться. Мы уверены, что можно найти удобный, комфортный для всех способ обучения молодых людей с инвалидностью».

Педагоги НГТУ НЭТИ регулярно проходят курсы повышения квалификации, на которых в том числе рассказывают об особенностях взаимодействия со студентами с разными формами инвалидности. Эти темы обсуждаются преподавателями и на встречах в деканате.

Отношения между незрячими студентами и их одногруппниками, по словам Валерии Дегтяревой, складываются дружеские. Для того чтобы лучше понимать студентов с разными потребностями, добровольцы волонтерского корпуса проводят тематические мероприятия и тренинги. Конечно, все обучающиеся университета не могут на них присутствовать, но многие студенты находят возможность посещать их.

Администрация вуза старается активно привлекать незрячих и слабовидящих студентов к участию в общих социокультурных мероприятиях и в конкурсах профессионального мастерства.

«В основном все преподаватели хорошие, адекватные, входят в твое положение и слышат твой запрос, — рассказал Даниил Соколкин. — Они понимают, что твой образовательный процесс такой же, как у всех, и ты имеешь право на инклюзию. Сначала одногруппники не понимали, как мы будем взаимодействовать. Они думали, что со мной надо будет возиться, но вскоре поняли, что у меня высокий уровень мобильности, в большинстве случаев я со всем справляюсь без посторонней помощи. Со многими одногруппниками я дружу и поддерживаю контакт вне учебы».

Трудоустройство

При Центре инклюзивного сопровождения есть отдел содействия в трудоустройстве выпускников. Его сотрудники проводят мероприятия, на которых объясняют студентам с инвалидностью алгоритмы поиска работы трудоустройства и адаптации на новом рабочем месте.

«Незрячие выпускники, как правило, сами находят работу», — сказала Валерия Дегтярева. — Иногда они знакомятся с будущими работодателями во время вузовских мероприятий и прохождения практики. Иногда они начинают работать даже в период обучения«.

По словам Валерии Дегтяревой, выпускники с нарушением зрения чаще всего устраиваются работать преподавателями, журналистами, юристами. Некоторые открывают свое дело и предлагают различные услуги.

Даниил Соколкин начал работать во время обучения в колледже.

«У меня большой трудовой опыт. Я работал в центре Социальной защиты населения и преподавал компьютерную грамотность, ориентирование и мобильность незрячим молодым людям. В Молодежном центре организовывал и проводил занятия по звукорежиссуре, преподавал вокал незрячим детям. Затем я работал в самой обычной городской библиотеке, где мы организовали аудиозапись книг сибирских писателей для детей с нарушением зрения. Участвуя в этой работе, незрячие молодые люди получали опыт звукорежиссуры. Поступив в университет, я продолжил работать только в библиотеке. Сейчас я работаю сам на себя. У меня есть свой центр саморазвития, где проходят мотивационные концерты, занятия, направленные на адаптацию и социализацию незрячих и слабовидящих детей, индивидуальные и групповые психологические тренинги для ограничений. Я считаю, что мне успешно удается реализовать и свое среднее профессиональное образование, и те знания, которые я получаю сейчас», — рассказал он.

Контактные данные Центра инклюзивного сопровождения и Ресурсного учебно-методического центра НГТУ НЭТИ можно найти на сайте университета, телефон горячей линии Ресурсного учебно-методического центра по обучению людей с инвалидностью: +7 (383) 315 38 30, телефон приемной комиссии НГТУ: +7 (383) 319 59 99.