Куда пойти учиться: Уральский федеральный университет

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. На фоне голубого неба с белыми облаками стоит главный учебный корпус Уральского федерального университета. Это четырехэтажное белое здание с колоннами. На площади перед зданием разбит сквер.

Уральский федеральный университет — ведущее учебное заведение Урала. Сегодня в 13 институтах, входящих в его состав, обучаются более 40 тысяч студентов, в том числе ребята с инвалидностью.

Университет разработал адаптационные курсы для поступающих с ОВЗ, в нем также работает Центр инклюзивного образования, который помогает и поддерживает студентов с особыми потребностями.

Подробнее об обучении студентов с нарушением зрения в УрФУ «Особому взгляду» рассказали Неволина Алена, начальник Управления академического развития УрФУ, и Рудакова Наталья, директор Центра инклюзивного образования.

Какие направления выбирают абитуриенты с нарушением зрения

На данный момент в УрФУ обучаются 286 студентов с инвалидностью, в том числе 26 студентов с нарушением зрения. Чаще всего слабовидящие и незрячие абитуриенты выбирают такие программы, как лингвистика и психология. Менее популярны философия, менеджмент, международные отношения, антропология и социология.

«На данный момент ребята с ограничениями зрения обучаются по 20 направлениям, поэтому выделить конкретно какие-либо приоритетные направления очень сложно. Мы и не стараемся определить какие-то наиболее подходящие специальности для незрячих. Наша задача — после их выбора помочь им адаптироваться в среде университета, оказать необходимую поддержку при прохождении любой программы. При необходимости — уделить особое внимание и поработать с каждым индивидуально», — рассказала Наталья Рудакова.

Все студенты с инвалидностью имеют право поступать в университет в рамках квоты, которая обычно составляет 10% от всех бюджетных мест вуза. Найти информацию о количестве мест по конкретному направлению можно на сайте.

«При поступлении у студентов с инвалидностью есть выбор: они сами решают, каким образом пройти вступительные испытания. Для этого есть несколько вариантов. Самый первый — это ЕГЭ. Ребята приходят уже с готовыми результатами и подают документы на все интересующие их направления, после чего ждут результатов конкурса. Также студент с инвалидностью может выбрать сдачу внутренних экзаменов, у абитуриентов также есть выбор — они могут сдать все экзамены дистанционно на своем компьютере, к которому они уже привыкли, либо приехать к нам в университет и сдать экзамены у нас», — рассказала Алена Неволина.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Пустой актовый зал с белыми стенами и низким серым потолком. На ряды деревянных кресел падает белый свет.

Для людей с инвалидностью по зрению создали несколько специализированных рабочих мест, оборудованных синтезаторами речи, брайлевской строкой и видеоувеличителями. Если студенту необходим ассистент, который будет во время вступительных экзаменов зачитывать вопросы и вводить в базу ответы, то УрФУ также готов предоставить в помощь тьютора или сотрудника приемной комиссии.

Инклюзивное обучение и доступная среда

С 2017 года в университете работает Центр инклюзивного образования, одной из важнейших задач которого является социализация студентов с инвалидностью. По словам Натальи Рудаковой, многие из ребят приходят из коррекционных школ, где были под пристальным вниманием педагогов. Задача Центра — сделать их студенческую жизнь максимально комфортной, создать необходимые условия для адаптации в вузе. Для этого Центр инклюзивного образования проводит различные мероприятия.

«После того как ребята поступили в УрФУ, мы связываемся с каждым студентом и узнаем об их потребностях. Кроме этого, перед началом каждого учебного года мы организуем для студентов с особыми образовательными потребностями общую встречу, где рассказываем о деятельности Центра инклюзивного образования, о мероприятиях, проводимых Центром, и об особых правах и возможностях ребят. После чего создаем общий чат, где своевременно информируем обо всех мероприятиях и важных для студентов моментах. Например, рассказываем о том, что студенты могут проживать в комфортабельном общежитии, доступном для всех видов нозологий», — рассказала Наталья Рудакова.

В общежитии для незрячих студентов также оборудовали два рабочих места с необходимым ПО, там они могут готовиться к занятиям или проводить свободное время.

Каждую сессию Центр проводит мониторинг успеваемости студентов с инвалидностью. Если у студента много академических задолженностей, специалист связывается с ним и выясняет причину. При этом Центр может предложить различные варианты решения проблемы — от организации дополнительных консультаций до общения с педагогом-психологом.

Во все программы, на которых обучаются студенты с инвалидностью, внедрен специальный адаптационный онлайн-модуль, он размещен на национальной платформе «Открытое образование». Там студенты с инвалидностью, например, отвечают на вопросы и делятся опытом, читают советы специалистов из разных областей и так далее.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Молодые люди в ярко освещенной аудитории с бежевыми стенами. Среди них девушка в кресле-коляске с короткими русыми волосами. На ней очки, зеленая кофта с длинными рукавами. Она держит мяч в виде арбуза, широко улыбается.

«По опыту нашей работы — основные сложности у студентов с инвалидностью, в том числе по зрению, возникают не с адаптацией программы или недоступностью учебных материалов. Это сейчас можно решить с помощью различных технологий, гораздо сложнее адаптироваться в новых условиях огромного университета, влиться в общение со своей группой, преодолеть в себе различные психологические барьеры. По этой причине на первом этапе мы больше времени уделяем адаптации первокурсников — здесь на помощь приходят адаптационный модуль и личные консультации с педагогом-психологом Центра, а также внеучебные мероприятия. Как только студент чувствует себя увереннее, приобретает новых друзей из числа однокурсников, выстраивает общение с преподавателями, то и проблем с освоением программы, как правило, не возникает», — поделилась опытом Алена Неволина.

О внеучебной деятельности в университете

По словам представителей УрФУ, в университете оборудована специальная площадка для обучения и проведения мероприятий для студентов с инвалидностью и без нее. Она называется Многофункциональный ресурсный центр образовательной деятельности. В нем есть все необходимое для ребят с инвалидностью оборудование: индукционные петли, ПО для слабовидящих и незрячих людей, рабочие места для студентов на колясках. Здание тоже полностью доступно: есть пандус при входе, кнопка вызова помощника с обратной связью. Центр расположен на первом этаже и оборудован специальным санузлом и широкими проходами. Мебель легко трансформируется под любые форматы мероприятий.

«Мы стараемся как можно быстрее вовлечь студентов с инвалидностью в богатую на события жизнь университета. Кроме большого списка общеуниверситетских мероприятий, мы проводим творческие мастер-классы по нейрографике, медитативному рисованию, валянию из шерсти. Недавно по запросу студентов провели цикл мастер-классов по ораторскому мастерству. Несколько раз в год в стенах УрФУ проходят дни инклюзии с большим количеством образовательных, спортивных и социокультурных активностей. Такие мероприятия помогают сплотить студентов с инвалидностью и без нее, а также преподавателей, других сотрудников УрФУ и гостей университета», — рассказала Наталья Рудакова.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Светлый зал с большими панорамными окнами. На оранжевых стульях сидят слушатели. Среди них молодой русый парень в белой рубашке. Он поднимает руку, привлекая внимание преподавателя.

Помимо этого, студенты с инвалидностью участвуют в конкурсах и проектах регионального и федерального масштаба. Так, например, уже несколько лет УрФУ является площадкой для проведения регионального этапа Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». Студенты также участвуют в конкурсе студенческих проектов «Профессиональное завтра».

«По запросам незрячих студентов командой УрФУ был разработан адаптированный базовый курс английского языка. Теоретический материал по каждой теме представлен в форме текстового комментария для чтения с помощью программ экранного доступа, а также содержит аудиолекцию по соответствующей теме, озвученную по ролям. Практическая часть курса содержит задания по всем аспектам изучения иностранных языков — аудирование, чтение, говорение и письмо. Все задания также адаптированы для чтения с помощью программ экранного доступа и дополнительно озвучены», — рассказала Алена Неволина.

Ознакомиться с курсом могут все желающие по ссылке.

Выпускники и трудоустройство

Одна из главных задач университета — содействие трудоустройству студентов. Для этого ежегодно сотрудники Центра инклюзивного образования проводят мероприятия по профориентации, на которые приглашают работодателей и успешных выпускников с инвалидностью.

«По статистике последних лет большинство наших студентов с инвалидностью успешно трудоустраиваются или находят дело по душе, которое приносит доход. Зачастую у ребят с нарушением зрения очень хорошо поставлена речь, у них прекрасная память, многие из них очень глубоко знают компьютер и различные технологии. Если к концу обучения они уже совершенно четко знают, чем бы хотели заниматься в дальнейшем, то проблем с их трудоустройством не возникает. Очень часто выпускники с нарушением зрения оформляют самозанятость и работают как консультанты или репетиторы», — рассказала Алена Неволина.

Сотрудники вуза отметили, что абитуриентов с нарушением зрения в университет приходит не так много, как хотелось бы. Многие сомневаются в своих силах. Опыт выпускников с нарушением зрения должен вдохновить потенциальных студентов.

«В 2021 году Алексей Христолюбов закончил с отличием бакалавриат по направлению „лингвистика“ и программу переподготовки по направлению „психология“ (ИППК). Сейчас он успешно проводит индивидуальные психологические консультации и групповые тренинги. Преподает бизнес-английский руководителям и IT-специалистам, владеет технологией синхронного перевода, что позволяет ему участвовать в многочисленных международных мероприятиях в качестве переводчика-синхрониста. Среди студентов также есть подающие надежду будущие специалисты. Например, Сергей Беляев с инвалидностью по зрению, который сейчас успешно обучается по направлению „философия“. Студент посвятил себя научной работе, готовится в магистратуру, активно участвует в различных симпозиумах и научных конференциях. Надеемся, что благодаря этой статье лет через пять мы с удовольствием назовем еще несколько имен успешных выпускников с инвалидностью по зрению», — заключила Наталья Рудакова.