Для летних каникул: пять книг, которые стоит прочитать незрячему подростку

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На фиолетовом фоне веером разложены пять книг, подробное описание которых будет ниже.

Летние каникулы — время для того, чтобы читать не то, что надо, а то, что хочется. Редакция журнала для незрячих детей и подростков «Школьный вестник» и портал «Особый взгляд» подготовили список книг, прочитать которые школьникам с нарушением зрения будет интересно и полезно.

Тифлокомментарий: цветной коллаж. Здесь и далее — художественная книга на фиолетовом фоне. На зеленой обложке изображен русоволосый мальчик. Он сидит, прижав колени к груди. Над его головой плавают киты. Вверху белая надпись «Кристина Стрельникова», чуть ниже название книги крупными белыми буквами в три строчки «День глухого кита».

«День глухого кита», Кристина Стрельникова

Главный герой повести Кристины Стрельниковой — внезапно оглохший подросток Никита. Повествование ведется от его лица и начинается с семейного конфликта из-за разбитого антикварного чайника. Родители, бабушка и сама тетя уверены, что его разбил Никита, в наказание они лишают того футбола и карманных денег.

Никита же считает, что родственники слишком привязаны к вещам и не понимают ценности открытий, а главное — не знают, что в океане гибнут киты. Никита разработал план по их спасению, и мысли о том, как ощущают себя эти огромные млекопитающие, преследуют его.

Ссоры с родителями продолжаются. Во время одной из них Никита понимает, что теряет слух. Он оказывается отделен от родственников и друзей не метафорической, а самой настоящей глухой стеной. Юноша безуспешно пытается продолжить учиться в классе наравне со слышащими ребятами и разочаровывается от того, что друзья потеряли к нему интерес. Однако вскоре он знакомится с миром глухих людей и понимает, что нормальная жизнь после потери слуха продолжается.

В конце книги все конфликты удивительным образом разрешаются.

Почему надо прочитать: повесть поможет подросткам с нарушением зрения осмыслить конфликтные ситуации, с которыми они могут сталкиваться в семье и в школе, а также подумать о том, что возможность слышать людей помогает человеку не терять с ними связь.

Где читать: электронные библиотечные ресурсы в интернете, а также в брайлевских выпусках журнала «Школьный вестник» №№ 2-3 за 2021 год.

Тифлокомментарий: цветной коллаж. На обложке — фото светловолосой девушки в коричневой куртке. Она сидит спиной к нам на каменном парапете, смотрит на мегаполис, погруженный в утреннюю дымку. Вверху справа — белый прямоугольник с черными надписями: «Екатерина Рогачева» и «Город».

«Город», Екатерина Рогачева

Повествование ведется от лица главной героини. Девушка Надя, два года назад потерявшая зрение, никак не может принять свою слепоту и начать жить.

Родители и братья Нади относятся к ней с сочувствием и стараются не травмировать разговорами о самостоятельности. Однажды невеста брата предлагает Наде вместе выбрать одежду в магазине или хотя бы прогуляться по улице. Но девушка отвечает, что без зрения все это для нее не имеет смысла. Надя много спит: во сне она видит и наслаждается прогулками по безлюдным улицам неизвестного ей города. В действительности же девушка находится в состоянии затянувшейся депрессии.

В конце концов Надя старается вернуться в реальный мир, ей в этом помогает невеста брата.

Почему надо прочитать: повесть поможет молодым людям, столкнувшимся с инвалидностью, понять, что они не одиноки в своих переживаниях. Она также подскажет им, что жизнь может быть интересной даже без зрения — надо только сделать усилие и начать учиться самостоятельности.

Книга интересна и тем, что ее автор на собственном опыте узнал, что значит пережить потерю зрения в юном возрасте.

Где читать: на электронных библиотечных ресурсах в интернете.

Тифлокомментарий: цветной коллаж. На белой обложке черно-белый рисунок. Мальчик и девочка в шортах и спортивных кофтах мчатся на велосипеде по цветочному полю, широко улыбаются. Мальчик сидит на седле, девочка спиной к нему на раме. На широкой оранжевой полосе в середине две белые надписи: «Ника Свестен» и «На живую нитку».

«На живую нитку», Ника Свестен

Ника Свестен о своем сборнике рассказов «На живую нитку» говорит так: «В этой книге три истории. И в каждой спрятан тайный код — одно простое, но важное слово. Если найти его, то откроется секрет чудачки, эксцентрика и мудреца, которых повстречали главные герои: Лука, Иван и Женька. Кажется, что эти ребята совсем не похожи. С такими разными мирами, мечтами и поступками. Но их странная и непростая жизнь после этой судьбоносной встречи вдруг обретает радость».

В книге рассказывается о трех подростках, они одиноки, вдумчивы и заметно отличаются от сверстников. Герой рассказа «Певчий» Лука Пшеничный обладает хорошим голосом и много лет поет в хоре. Но ему кажется, что мальчишки во дворе посмеиваются над ним. Луке хочется потерять голос, но вскоре он понимает, зачем тот ему нужен.

Героиня рассказа «Пассажирка» — девочка по имени Женька, она несет службу на всеми забытой железнодорожной станци. Однажды в ее странной и одинокой жизни появляется пассажирка, которую по неизвестной причине высадили из поезда. Придя к Женьке домой, она наполняет его незнакомыми ароматами и образами далеких городов и стран, а потом предлагает ей в начале декабря встретить Новый год. И Женька понимает, что снова может улыбаться.

В рассказе «На живую нитку» говорится об истории отношений 15-летнего молодого человека Вани и взбалмошной девушке Нади. Ваня много лет живет с эпилепсией, у него нет друзей, он уверен, что сверстники избегают общения с ним. Зато Ваня увлеченно играет в шахматы с пожилыми соперниками и доверяет только одному человеку — своей бабушке. Но вот в соседнюю квартиру переезжает женщина с дочерью Надей. Молодые люди знакомятся, Ваня не сразу, но все-таки понимает, что эпилепсия — не преграда.

Почему надо прочитать: книга поможет незрячим подросткам осмыслить свои переживания, связанные с физическими особенностями, а также понять, что они не являются преградой для активной жизни, дружбы и любви.

Где читать: на электронных библиотечных ресурсах в интернете, а также в брайлевском выпуске журнала «Школьный Вестник» № 7 за 2022 год.

Тифлокомментарий: цветной коллаж. Серая обложка с голубой рамкой, разделенной черными линиями на три квадрата. В них черные надписи. В верхнем — крупными буквами название книги. В нижних — фамилия автора, а также надписи «Вот это книга!» и «от 12 до 15».

«Чудо», Р. Дж. Паласио

Ракель Дж. Паласио написала роман о мальчике с нестандартной внешностью после того, как ее маленький сын расплакался, когда увидел девочку с физическими особенностями. Писательнице хотелось напомнить молодым людям о том, что внутренний мир человека важнее и прекраснее его внешности, а сама жизнь и умение принимать себя и других — чудо.

У десятилетнего Августа челюстно-лицевой дизостоз и гемифациальная микросомия. «Как я выгляжу, описывать не буду. В любом случае все хуже, чем вы думаете», — говорит Август о себе. Из-за этого он несколько лет носил шлем космонавта.

В какой-то момент Август впервые идет в среднюю школу, где должен учиться наравне с детьми без физических ограничений. Директор и учителя школы поддерживают его и просят трех учеников показать ему классы и постараться подружиться с ним.

Дети соглашаются, но радости от знакомства с Августом не испытывают. Лицо мальчика ужасает других ребят, между собой они называют его монстром. После того как Август помогает однокласснику написать контрольную, тот начинает видеть в нем интересного собеседника.

Каждая глава книги — монолог одного из персонажей. Благодаря этому читателю становятся понятны их чувства и переживания.

Почему надо прочитать: книга поможет незрячим подросткам узнать, с какими трудностями они могут столкнуться в коллективе детей без физических ограничений. А также подскажет, что справиться со сложностями можно путем принятия самого себя и выстраивания доверительных отношений с другими людьми.

Монологи героев расскажут, что думают их сверстники о детях, которые на них непохожи.

Где читать: на библиотечных электронных ресурсах в интернете.

Тифлокомментарий: цветной коллаж. На черной обложке в верхней части — черно-белая гравюра с портретом Василия Ерошенко, главного героя книги. Он в черной косоворотке сидит за столом, сложив перед собой руки. У него вьющиеся волосы, крупные черты лица, брови сведены. В нижней части обложки белые надписи — фамилия автора и название книги.

«Слепой пилигрим», Альберт Поляковский

Книга «Слепой пилигрим» Альберта Поляковского посвящена незрячему путешественнику, полиглоту, педагогу и писателю Василию Ярошенко.

«Однажды в Ашхабаде, много лет назад, я получил в доме моего приятеля неожиданный подарок. Из недр десятилетиями собираемой библиотеки была извлечена книга, которая, судя по состоянию обложки, побывала во многих руках. Называлась она „Человек, увидевший мир“. Про Ерошенко. Такую жизнь придумать невозможно. Я это понял в ту же ночь, залпом прочитав книгу.

В описании жизненных перипетий Василия Яковлевича Ерошенко оказалось множество „белых пятен“. Это касалось и тех десяти лет, что он прожил в Туркмении», — писал Альберт Поляковский об истории создания книги.

Много лет он посвятил сбору сведений о жизни Ярошенко в Туркмении, где тот руководил приютом для незрячих детей. В итоге на свет появилась книга, в которой собраны малоизвестные эпизоды жизни знаменитого незрячего путешественника.

Кажется, что между сценами прощания Ярошенко с умирающим другом в Кушке, разговора с незрячей сиротой Зоей в Туркменском приюте, преследования английскими властями в Великобритании и встречи с братом Александром в тундре нет ничего общего. Но эти и другие эпизоды жизни связаны воспоминанием о единственно любимой женщине — японке Итико.

Почему надо прочитать: книга расскажет незрячим подросткам о малоизвестных фактах из жизни Василия Ярошенко и поможет понять, что даже без зрения человек может двигаться к своим целям.

Где читать: на сайте журнала «Школьный вестник», в брайлевских выпусках журнала №№ 1-12 за 2000 год, №№ 1-12 за 2001 год и №№ 1-5 за 2002 год. Книгу, напечатанную шрифтом Брайля, также можно взять в специализированной библиотеке для незрячих читателей.