Профессия: преподаватель в университете

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупный план мужской руки, держащей включенную лампочку на фоне серой школьной доски. На лампочке маленькая черная четырехугольная шапочка с золотой кисточкой.

Незрячие преподаватели московских университетов рассказали о том, как они пришли в профессию и какие качества нужны незрячему специалисту.

Тифлокомментарий: цветная фотография Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина. Ночь. За проезжей частью возвышается трехэтажное историческое здание из красного кирпича с белой окантовкой. Второй ряд окон сооружения подсвечивается. Сами окна имеют разную форму: квадратную, прямоугольную, а также вытянутую с арочным завершением. Центральная часть здания слегка выпирает, имеет четыре колонны и дополнена сверху белым декоративным элементом, напоминающим корону.

Искать свое призвание в труде

Надежда Николаевна Агафонова — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Она преподает более 27 лет: читает лекции, ведет практические семинары, принимает защиту курсовых работ и экзамены, а также готовит магистрантов к защите диссертаций. По словам Надежды Агафоновой, она далеко не сразу осознала, что преподавание — ее призвание.

«Мой интерес к юриспруденции родился для меня неожиданно благодаря организованной встрече с успешным адвокатом с нарушением зрения. Было это в восьмом классе в чебоксарской школе. Как сейчас помню, меня это очень вдохновило, я мгновенно решила, что буду поступать на юридический. Зачем, для чего, подходит ли мне это, я тогда как-то не задумывалась. Путь был определен, и я поступила на юридический факультет казанского университета, который сейчас именуется Казанским (Приволжским) федеральным университетом», — рассказала она.

Окончив университет, Надежда Агафонова приступила к практике — работала адвокатом в Канаше, в небольшом городке Чувашской Республики. Однажды она увидела в одном из профессиональных журналов приглашение в аспирантуру Московской юридической академии и решила попробовать.

«Я поступила в аспирантуру без конкретной цели. Просто тогда мне очень хотелось чего-то нового в своей жизни. Более того скажу, что свое призвание преподавателя я осознала спустя несколько лет после кандидатской и активной преподавательской практики. А стала преподавателем я благодаря своему научному руководителю по кандидатской — профессору Масляеву Алексею Ивановичу. Оценив мои старания и, видимо, опытным взглядом увидев во мне необходимые навыки, он так и сказал: „Надежда, вам нужно начинать преподавательскую деятельность“. Я и взялась», — сказала Надежда Агафонова, добавив, что понимание, подходит ли профессия, приходит не сразу, а только через труд.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупный план широко раскрытой ладони. Над ней будто бы парят нарисованные формулы, схемы и разные предметы: треугольная линейка, лампочка, раскрытая книга, глобус и конфедератка.

Алена Владиславовна Зирко окончила московскую аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию по психологии. Она два года преподает Высшей школе экономики.

«При выборе профессии, наверное, всегда есть два возможных подхода. Можно все силы вкладывать в одно дело, упорно долбить в одну точку, тогда вы при определенных стараниях сможете достичь результатов. Либо максимально пробовать себя в разных направлениях, чтобы однажды найти то, что вас привлекает наибольшим образом. Я всегда была за то, чтобы пользоваться каждым шансом попробовать что-то новое, поэтому чем только не занималась. Проживая и обучаясь в Новосибирске, я как-то довольно быстро определилась со своим основным направлением — с психологией. Но вот в ней перепробовала массу различных вариантов. Я параллельно работала на телефоне доверия, консультировала индивидуально, вела практику в различных детских организациях и так далее. Все это помогло мне сложить разноплановый и довольно богатый опыт», — рассказала Алена Зирко.

Еще одно увлечение Алены Зирко — музыка, она активно применяет ее в работе.

«Мне попался очень интересный ребенок, с которым долгое время никак не удавалось найти общий язык. Отчаявшись, я предложила ему поработать с музыкой. Мы попели, послушали разные композиции, я почувствовала у него большой интерес к этому. Ребенок раскрылся. Я стала разрабатывать различные инструменты, где через игру на фортепиано и пение мы могли проработать наши психологические задачи. У меня получилось, это сразу отметила мой руководитель практики. Она так была вдохновлена этим результатом, что сказала мне не забрасывать это направление — писать диссертацию про интересный и полезный симбиоз психологии и музыки», — рассказала преподавательница.

Алена окончила университет в своем городе, собрала вещи и поехала поступать в Москву в магистратуру, а затем в аспирантуру НИУ ВШЭ. Она успешно защитила кандидатскую диссертацию, научный руководитель предложил ей преподавать.

Сейчас Алена Зирко ведет научно-исследовательские семинары для студентов магистратуры, проводит для них индивидуальные консультации и помогает дорабатывать магистерские диссертации

Что нужно, чтобы стать преподавателем

По словам Алены Зирко, научная деятельность и преподавание в университете — направления разные, но они связаны.

«Практически все, кто активно работает в исследованиях и науке, так или иначе преподает. Но качества для этого нужны все-таки разные. Чтобы заниматься тем и другим, вам в любом случае придется выучиться в магистратуре, окончить аспирантуру, защитить кандидатскую и получить ученую степень. Без нее развиваться как ученый и вести активную преподавательскую практику не получится», — сказала Алена Зирко.

По ее словам, первую преподавательскую работу проще всего получить, когда ты зарекомендовал себя на своей кафедре или перед научным руководителем.

«В аспирантуре есть преподавательская практика, поэтому руку уже немного набиваешь там. Обучаясь в магистратуре и аспирантуре, можно оформляться учебным ассистентом преподавателя, что тоже дает необходимую практику и определенные плюсы, в том числе уже небольшую зарплату», — рассказала Алена Зирко.

Если же говорить о качествах, которые нужно развивать в себе начинающему преподавателю, то это коммуникабельность, эмпатичность, умение слушать и слышать студента, заинтересовать его своими знаниями. Кроме того, преподавателю потребуется активно вести научную деятельность, постоянно готовиться к занятиям, регулярно обновлять свои знания в той или иной области.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Выпускник стоит спиной к фотографу. Солнечные лучи отражаются о гладкую поверхность конфедератки и разливаются золотом по свисающей кисточке. Внимание студентов в черно-синих мантиях обращено к выступающему.

По словам Надежды Агафоновой, незрячему преподавателю прежде всего надо принять свою инвалидность — не пытаться смягчать или скрывать ее от студентов и коллег.

«Студенты все видят и, конечно, знают. Этого не скрыть. На первой же лекции стоит указать на свои ограничения и предложить им готовый план работы. Где и в чем конкретно он будет отличаться. Все ребята относятся с пониманием, обычно я никогда не встречаю никаких проблем в этом плане. В свою очередь преподавателю надо проявлять уважение к студентам. Уметь работать с полной отдачей и всегда стараться приходить на помощь, если о ней преподавателя просят», — сказала она.

Доступность профессии

Нарушение зрения — не преграда для преподавательской практики. Каждый специалист выстраивает рабочий процесс своим способом.

«Первое время с новыми студентами я прошу их всегда называть себя по имени, когда они отвечают на мой вопрос или подходят ко мне с просьбой. Со временем я их запоминаю, необходимость в этом отпадает. Если нужно поставить отметки в электронном журнале, а он не особо доступен для программ экранного доступа, я привлекаю помощника из числа своих коллег или ответственных студентов», — рассказала Надежда Агафонова.

В некоторых университетах незрячим преподавателям выделяют помощника или секретаря.

«Я как-то обращалась к администрации своего университета с такой просьбой, было это давно. То ли бумага не дошла до верха, то ли мне отказали, ответа я так тогда и не получила. Стала выходить из ситуации своими силами: доплачивала помощникам за услуги из своей зарплаты, привлекала проверенных студентов. На семинарах и лекциях мне всегда помогают мои студенты, довольно часто сами вызываются мне помочь. На более серьезных мероприятиях, зачетах и экзаменах я приглашаю в помощь секретаря, который следит за порядком и помогает выставлять зачеты», — сказала Надежда Агафонова.

По ее словам, студенты ни разу не пытались ее обмануть, но даже если бы это случилось, то она сразу бы поняла, так как все журналы успеваемости параллельно ведет по Брайлю.

Надежда Агафонова и Алена Зирко считают, что незрячему преподавателю необходимо овладеть компьютером с программами экранного доступа. Это позволит готовить лекции, подбирать и читать литературу, просматривать работы студентов и вести с ними переписку и удаленные консультации.

Сколько могут зарабатывать преподаватели в университете

Первый опыт преподавания можно получить уже в аспирантуре, но главное для карьеры преподавателя — защитить кандидатскую.

«Заработная плата преподавателя в вузе зависит от многих факторов. В первую очередь — от объемов работы, нагрузки и научной степени. Также на стоимость услуг влияет вуз, в котором человек преподает, и регион. В Москве и в передовых университетах в регионах заработная плата выше, чем в среднестатистическом институте. Но в среднем заработная плата кандидата наук рассчитывается, исходя из примерной ставки в 600 рублей за академический час. Без научной степени преподавать можно, но и стоимость часа будет варьироваться в районе 300 рублей в час», — рассказала Алена Зирко.

На размер оплаты влияет, работает ли преподаватель с частичной занятостью по договору гражданско-правового характера или по трудовому договору на постоянной основе с полной рабочей неделей. А также количество научных статей и их значимость.