Как работает учебно-реабилитационный центр «Ярдам» в Казани

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Летний день. В зеленом сквере за металлической оградой расположился учебно-реабилитационный центр «Ярдам». Комплекс состоит из двух белых зданий. Одно из них, мечеть цилиндрической формы, венчает голубой купол. На крыше другого, четырехугольного, установлен минарет – высокая круглая башня.

В 2023 году казанский учебно-реабилитационный центр «Ярдам» отметил свое десятилетие. За эти годы его специалисты смогли обучить необходимым социальным навыкам более 20 тысяч незрячих и слабовидящих человек из разных регионов России.

Как и по каким направлениям проходит обучение в центре «Особому взгляду» рассказала директор, кандидат педагогических наук, автор методических пособий по социальной реабилитации людей с нарушением здоровья, вице-президент благотворительного фонда «Ярдам — Помощь» Малика Гельмутдинова.

О создании центра

Открытие учебно-реабилитационного центра «Ярдам» стало продолжением социальной работы, которая проводилась с людьми с инвалидностью при Общенациональном благотворительном фонде «Ярдам-Помощь».

«Мы оказывали помощь людям с разными физическими ограничениями, в том числе незрячим, и они сами стали просить нас организовать для них обучение социальным навыкам, — рассказывает Малика Гельмутдинова, — мне пришлось изучить шрифт Брайля, тифлопсихологию и тифлопедагогику для того, чтобы начать обучение незрячих и слабовидящих людей. Сначала мы организовали дневные курсы, которые проходили несколько раз в неделю. На арендованном автобусе мы привозили на обучение людей с нарушением зрения из разных районов Казани. А совсем скоро к нам начали обращаться и те, кто проживал в других городах, так что появилась необходимость открыть и общежитие».

Учебно-реабилитационный центр, открытый на базе проводимых при мечети курсах, стал одним из основным проектов ОБФ «Ярдам-Помощь». Уникальность его, по словам директора, заключается в том, что работа проводится по ее авторским реабилитационным методикам. Методические пособия постоянно дорабатываются и отвечают современным требованиям.

«Цель работы центра заключается в улучшении качества жизни людей с нарушением зрения путем реализации образовательной, психологической и медицинской реабилитации, — продолжает Малика Гельмутдинова, — в число задач центра входят привлечение внимание общества к людям с инвалидностью, создание условий для их полноценного участия в общественной жизни, а также привлечение волонтеров для оказания необходимой им помощи».

Тифлокомментарий: цветная фотография. Спортивные занятия на беговой дорожке центра «Ярдам». Линия старта обозначена оранжевыми конусами. Молодая женщина в спортивной форме и темных очках преодолевает дистанцию, сидя на «Смогукаре». Этот авторский тренажер представляет собой низкую тележку на четырех колесах с седлом. Спортсменка улыбается. Она движется, перебирая ногами, опираясь на палки для скандинавской ходьбы.

Условия пребывания

В центре «Ярдам» созданы комфортные условия для пребывания людей с нарушением зрения. Здание оборудовано пандусами, лифтами, опорными поручнями, на его территории есть тактильные и звуковые направляющие, а информация на стендах и названия кабинетов написаны рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В первые дни пребывания в центре незрячие люди учатся самостоятельно ориентироваться в нем. Преподаватели объясняют им, как найти свою комнату и учебные кабинеты, каким образом выйти на улицу и самостоятельно дойти до магазина.

О направлениях обучения

В основную программу обучения незрячих и слабовидящих людей входит освоение навыков чтения и письма шрифтом Брайля, а также использования компьютера и мобильного устройства при помощи программы экранного доступа. Изучение системы Брайля, по словам Малики Гельмутдиновой, позволяет незрячим людям во время работы за компьютером использовать дисплей Брайля.

«Компьютер и мобильное устройство — это важный инструмент, предоставляющий людям с инвалидностью по зрению доступ к общественным информационным ресурсам», — говорит она.

На уроках домоводства незрячие и слабовидящие люди осваивают необходимые им в быту навыки. Они учатся готовить супы, салаты, вторые блюда, следить за порядком в доме и вести домашнее хозяйство. Также преподаватели учат их шить, вязать и выставлять свои изделия на продажу, чтобы финансово поддержать и себя, и свою семью.

Во время нахождения в центре незрячие люди могут пройти психологическую реабилитацию. Сталкиваясь с потерей зрения, многие из них испытывают уныние и апатию. Справиться с этими чувствами им помогают работающий в центре психолог и опыт общения с другими незрячими людьми, которые смогли стать самостоятельными и успешными в жизни.

«Приезжающие к нам на обучение люди также могут воспользоваться медицинскими услугами, — продолжает Малика Гельмутдинова, — помимо нарушения зрения, у них могут быть и другие проблемы со здоровьем, которые мы помогаем решить. Наши обучающиеся имеют возможность получить консультацию специалистов в разных областях медицины, пройти необходимое им консервативное и даже оперативное лечение».

Поддержать здоровье незрячие и слабовидящие люди могут и при помощи спортивных мероприятий, которые организуются в центре. Они имеют возможность пользоваться тренажерами спортивного комплекса, ходить на лыжах, ездить на велотандемах, заниматься скандинавской ходьбой и играть в настольные игры.
Регулярно для обучающихся центра организуются экскурсионные выезды в музеи и в театры Казани. Участие незрячих людей в экскурсиях, по словам Малики Гельмутдиновой, имеет большое значение для их социальной реабилитации. Такие мероприятия позволяют выстроить правильные взаимоотношения между людьми с инвалидностью и людьми без нее.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Просторное светлое помещение с книжными стеллажами по периметру. За столом, в два ряда сидят женщины среднего и старшего возраста в цветных платках, некоторые из них в темных очках. Женщины изучают лежащие перед ними тексты, набранные шрифтом Брайля.

Для каждого обучающегося программа формируется индивидуально с учетом его пожеланий и уровня первоначальной подготовки. Незрячие и слабовидящие люди приезжают в центр не один раз. Если они осваивают необходимые им навыки и решают, что хотят получить профессиональное образование, специалисты центра готовы поддержать их в этом решении. Они помогают незрячим людям выбрать образовательное учреждение и направление профессиональной подготовки, сдать вступительные экзамены и начать очное или дистанционное обучение.

Центр «Ярдам» поддерживает постоянную связь со своими выпускниками: помогает им решать проблемы по месту их проживания, публикует шрифтом Брайля нужные им книги и отправляет их по почте.

О преподавателях

Большое число преподавателей центра «Ярдам» имеют нарушения зрения. Многие из них когда-то сами проходили реабилитацию в центре, затем получили педагогические профессии в вузах и вернулись в него уже в качестве преподавателей.

«Незрячие люди, которые когда-то были на грани отчаяния, теперь помогают другим, — говорит Малика Гельмутдинова, — они смогли стать активными, самостоятельными специалистами, сегодня их пример вдохновляет других незрячих людей».

Помимо штатных сотрудников в центре с обучающимися занимаются волонтеры, в том числе студенты педагогических университетов и колледжей. Их помощь необходима не только в период занятий, но и во время досуговых мероприятий и экскурсионных выездов незрячих людей.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На универсальной спортивной площадке центра «Ярдам» многолюдно, идут соревнования. Несколько женщин среднего возраста бегут в группах по трое, взявшись за руки, смеются. Некоторые из них в темных очках. Площадка огорожена сеткой и оборудована воротами для мини-футбола и баскетбольными стойками.

Как пройти обучение в центре

Пройти обучение и социальную реабилитацию в центре «Ярдам» могут люди с нарушением зрения, проживающие на территории России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и других стран.

«Мы принимаем на обучение всех желающих, независимо от возраста и вероисповедания, — говорит Малика Гельмутдинова, — к нам могут приехать незрячие люди разного уровня подготовки. Тем, кто совсем не владеет навыками самостоятельной жизни, мы рекомендуем пройти начальный уровень обучения; а тем, кто хорошо знает шрифт Брайля, уверенно пользуется тактильной тростью и компьютером, мы предлагаем улучшить свои знания в выбранном ими направлении. И в том, и в другом случае продолжительность обучения — один месяц».