В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Группа "13". В переулках эпохи». Она доступна для людей с нарушением зрения

Тифлокомментарий: цветная фотография. Пресс-конференция. На белом подиуме в белых креслах сидят три молодые женщины. Это директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова, куратор выставки «Группа “13”. В переулках эпохи» Надежда Плунгян и руководитель программы «Особый взгляд» Ксения Дмитриева. Надежда с темно-русыми волосами до плеч и прямой челкой что-то говорит в микрофон. На ней круглые очки в черной широкой оправе, белая рубашка, черный брючный костюм и черные ботинки. На Юлии – белая рубашка с широким асимметричным воротником, коричневые брюки и красные ботинки. Ее темные волосы собраны в низкий пучок. На Ксении – круглые очки в тонкой золотистой оправе, длинное черное платье, черный пиджак свободного кроя и черные массивные ботинки. Ее светлые волосы собраны в низкий пучок.

7 февраля в Музее русского импрессионизма в Москве открылась выставка «Группа „13“. В переулках эпохи». Рассказываем о том, почему людям с нарушением зрения стоит ее посетить.

Посетители выставки «Группа „13“. В переулках эпохи» смогут познакомиться с работами художников первых десятилетий советского времени, которых также называют группой «13» — по числу участников первой выставки 1929 года. Формально объединение просуществовало до 1931 года, однако дружба художников продлилась до 1970-х годов.

Посетители выставки увидят работы Владимира Милашевского, Даниила Дарана, Татьяны Мавриной, Николая Кузьмина, Надежды Удальцовой, Александра Древина, Антонины Софроновой.

В экспозиции также представлены полотна европейских художников Эдгара Дега, Жана-Франсуа Милле и Оттона Фриеза, которые повлияли на творчество художников группы «13».

11 разделов выставки посвящены основным формам высказывания художников: документальному рисунку, камерным картинам и книжным иллюстрациям, в которые они привнесли элементы темпового рисунка. В основе экспозиции около 400 экспонатов, в том числе живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и книги, взятые из 17 государственных музеев и из 13 частных коллекций.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Выставочный зал с красными стенами заполнен посетителями. Надежда проводит экскурсию. На стенах висят небольшие разноцветные картины в белых паспарту и узких черных рамах. В центре одной из стен — круглое отверстие, диаметром примерно один метр. Через него виден другой выставочный зал с оранжевыми стенами.

«На выставке представлены работы художников группы „13“, это 21 человек, каждый из которых яркая индивидуальность. 21 строитель своего индивидуального мира. Это особенные художники, которые в экспозиции стоят в одном ряду с теми, с кем они хотели себя ассоциировать — с европейскими мастерами своего поколения. Художники группы „13“ работали со временем в разных гранях. Они были графическими репортерами, газетными художниками, книжными иллюстраторами, портретистами, живописцами. Они были новаторами в этих областях искусства», — сказала куратор выставки, искусствовед и преподаватель НИУ ВШЭ Надежда Плунгян на пресс-конференции в день открытия экспозиции.

Куратор подчеркнула, что выставка охватывает несколько десятилетий, благодаря этому можно взглянуть на затронутый период, как на сложное время, которое описывает само себя.

«Художники были знатоками нового искусства, интеллектуалами, коллекционерами. Они обменивались информацией, искали новые формы. Художники создавали вокруг себя образ нового города советской жизни, который они открыли. Этот взгляд на художников группы „13“ мне кажется интересным, оригинальным и новым для нашего специального зрителя», — добавила Надежда Плунгян.

Партнер инклюзивной программы выставки — благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд».

«Музей русского импрессионизма — это одна из тех институций, которая считает инклюзию своей неотъемлемой составляющей. Для нас важно, что выставка может дать нашей целевой аудитории новое понимание еще одной стилистики исполнения (живописного произведения)», — рассказала руководитель программы «Особый взгляд» Ксения Дмитриева.

По ее словам, художники обращались к темпу, к движению и к ритму текущего момента, старались передать их при помощи техники в изображении. Понять это незрячим и слабовидящим посетителям помогут тактильные станции.

«Я надеюсь, что для московских посетителей с особенностями по зрению это станет подарком и возможностью познакомится с новым для них искусством», —добавила Ксения Дмитриева.

На пресс-конференции присутствовал и вице-президент Всероссийского общества слепых Александр Коняев. Он поблагодарил организаторов выставки и сотрудников программы «Особый взгляд» за то, что они обратили внимание на людей с нарушением зрения, которые не могут воспринимать мир через зрительные образы.

«Я уверен, что выставка будет пользоваться большой популярностью среди незрячих людей», — сказал он.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Ксения, Юлия и Надежда в уже знакомых нам одеждах стоят в ряд в выставочном зале с красными стенами, улыбаются.

Инклюзивно

На выставке представлены тактильные станции к четырем живописным полотнам: к картине французского художника Отона Фриеза «Снег в Мюнхене» и Антонины Софроновой «Дворик», а также к работам Надежды Удальцовой «Армения. Осень» и «Натюрморт с лимонами».

Тактильные копии выполнены из пластика с использованием рельефной ультрафиолетовой печати. Рядом с ними расположены клоши с ароматами и предметы, которые должны помочь незрячим и слабовидящим людям воссоздать художественные образы.

Так, рядом с тактильной копией работы Оттон Фриез «Снег в Мюнхене» представлен кусок глиняной черепицы, напоминающий о черепичных, пористых, красно-коричневых крышах мюнхенских домов. А рядом с тактильной моделью работы Надежды Удальцовой «Натюрморт с лимонами» — белая фарфоровая чашка, отражающая ее пастельные тона и нежные полупрозрачные образы.

Ароматы к картинам созданы художницей Анной Кабировой. Рядом с тактильной копией картины Антонины Софроновой «Дворик» расположена клоша с ароматом, который погружает зрителя в атмосферу московского дворика при помощи холодной ноты подтаявшего снега, лежащего на все еще мерзлой земле. Сменяющие их землистые аккорды подчеркивают пограничное состояние природы. А рядом с тактильной моделью работы Надежды Удальцовой «Армения. Осень» — клоша с ароматом плодородной южной почвы, который сочетается с медовыми нотами и запахом зрелых плодов, собранных заботливыми женскими руками.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Молодая женщина в коричневом пиджаке руками изучает тактильную станцию к картине Надежды Удальцовой «Армения. Осень». Это белая наклонная панель, прикрепленная к красной стене. На станции слева направо расположены рельефная цветная копия картины, горбыль — боковая часть ствола дерева и стеклянный клош обтекаемой формы. Под каждым предметом — черные надписи, дублированные шрифтом Брайля.

«Я был на экскурсии по выставке в составе небольшой группы людей с нарушением зрения. Экскурсию нам проводила Галина Новоторцева, которая рассказывала о жизни и творчестве художников конца 20-х годов прошлого века. К некоторым картинам Галина зачитывала тифлокомментарий, а к четырем экспонатам сделаны тактильные копии, с ними мы знакомились уже руками. Стиль художников группы „13“ мне показался интересным: на одном полотне зафиксировано несколько моментов, как будто происходит несколько действий в одно и то же время, как на картине „Снег в Мюнхене“. Галина рассказала нам о технологии, при помощи которой художники создавали движение на картинах. Я даже не знал, что такая технология есть», — рассказал один из первых посетителей, незрячий Николай Хлудов.

Он отметил хорошо организованную доступную среду в Музее русского импрессионизма: кнопки в лифтах промаркированы шрифтом Брайля, а номера этажей озвучиваются голосом. По его словам, музей готов к встрече посетителей с любой формой инвалидности.

«Вот только жаль, что тактильных копий картин мало. Хочется, чтобы была возможность тактильно познакомится с большим числом живописных полотен», — добавил он.

Незрячая Светлана Телицына посетила выставку в сопровождении собаки-проводника.

«Я осторожно отношусь к современному искусству и, собираясь на выставку, не знала, что меня там ждет. Но я получила огромное удовольствие. Мне понравились краски и движения, запечатленные на полотнах. Галина нам зачитывала хороший тифлокомментарий, но важнее было прикоснуться к тактильным копиям картин. Собственное восприятие остается наиболее важным. Тактильные макеты позволяют рассмотреть на картине все нюансы: расположение предметов и людей, штрихи и мазки красок. Интересно, что рядом с тактильными копиями картин есть клоши с ароматами. Это дополнительный интерактив, который позволяет тебе еще глубже погрузится в ощущения и размышления. Для меня ароматы являются тоже произведениями искусства. Художник, который их создал, вложил в них что-то свое, а я как зритель понимаю эти произведения по-своему. Такое вот субъективное исследование», — сказала она.

Светлана также отметила доброжелательное отношение сотрудников Музея русского импрессионизма к посетителям с собаками-проводниками. По ее словам, ей никогда не приходится отстаивать своего права пройти в экспозиционные залы с собакой-проводником, поэтому она, как и другие посетители, может просто наслаждаться искусством.

«А на выставку я обязательно приду еще раз. Я чувствую в ней актуальность нашей современной жизни: со времени написания некоторых картин прошло 100 лет, но несмотря на это, они показались мне близкими дню сегодняшнему», — добавила Светлана.

Выставка «Группа „13“. В переулках эпохи» продлится до 2 июня 2024 года. В рамках ее работы будут проведены экскурсии с привлечением тактильных станций для посетителей с нарушением зрения, экскурсии на русском жестовом языке для глухих и слабослышащих людей, а также мастер-классы для гостей с ментальными особенностями здоровья.